«Поляном же жившим особе по горам сим. бе путь из Варяг в Греки. и из Грек по Днепру. и верх Днепра волок до Ловоти. и по Ловоти внити в-Ылмерь озеро великое. из негоже озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево. и того озера внидеть устье в море Варяжьское. и по тому морю ити до Рима а от Рима прити по томуже морю ко Царюгороду а от Царягорода прити в Понт море. в неже втечет Днепр река».
Совершенно очевидно, что, несмотря на то, что летописец называет этот путь путём из Варяг в Греки, описан он в обратном направлении, а именно как путь из Грек в Варяги. Можно, конечно, предположить, что причина этого в том, что летописец описывал Путь из Киева, из земли полян, которая являлась своего рода точкой отсчёта для его ориентации в географическом пространстве (такое мнение высказывалось в историографии, см., к примеру: Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. М., 2000. С. 64, ср. с. 67, 77). Полагать так, казалось бы, позволяет сам летописный текст, вводящий описание Пути через рассказ о полянах (являющийся своеобразным лейтмотивом всей вводной части ПВЛ): «Полянам же, жившим отдельно по горам этим, был путь из Варяг в Греки…». Однако этот пассаж обнаруживает полное текстуальное соответствие с началом летописного повествования об основателях Киева, следующего в ПВЛ после описания путей и сказания о хождении апостола Андрея: «Полем же жившем особе и володеющем роды своими…», и, по всей видимости, восходит к этому тексту, о чём свидетельствует упоминание в первом случае киевских гор (см. далее). Сам же Путь описывается «из Грек» и заканчивается Чёрным морем, в которое впадает Днепр (далее в летописи указан исток Днепра). Создаётся впечатление, что именно Понт и является отправной точкой для описания Пути: далее следуют географические объекты на территории Руси (Днепр, Ловоть, Ильмень, Волхов, Нево) и за её пределами – Варяжское море с двумя «опорными» пунктами – Римом и Константинополем. Иными словами, собственное «расположение» летописца совершенно необязательно могло определять порядок описания Пути, тем более, что движение в обратном направлении (из Варяг в Греки) было ему, безусловно, хорошо известно (походы Аскольда и Дира на Киев, Олега на Киев, походы руси на Византию).
Основные направления деятельности: 1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский престол в Киеве 1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси 2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороно русских земель 3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036) 4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона 5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава» 6. Строительство церквей и монастырей 7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава Итоги: 1. Установление единоличной власти на всей территории Руси 5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами посредством династических браков своих дочерей и сыновей 6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией 7. Развитие религиозной и светской культуры 8. Появление писаного права на Руси 9. Развитие церковного зодчества 2. Усиление обороно государства 3. Ликвидация печенежской угрозы 4. Распространение христианской культуры на Руси.
«Поляном же жившим особе по горам сим. бе путь из Варяг в Греки. и из Грек по Днепру. и верх Днепра волок до Ловоти. и по Ловоти внити в-Ылмерь озеро великое. из негоже озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево. и того озера внидеть устье в море Варяжьское. и по тому морю ити до Рима а от Рима прити по томуже морю ко Царюгороду а от Царягорода прити в Понт море. в неже втечет Днепр река».
Совершенно очевидно, что, несмотря на то, что летописец называет этот путь путём из Варяг в Греки, описан он в обратном направлении, а именно как путь из Грек в Варяги. Можно, конечно, предположить, что причина этого в том, что летописец описывал Путь из Киева, из земли полян, которая являлась своего рода точкой отсчёта для его ориентации в географическом пространстве (такое мнение высказывалось в историографии, см., к примеру: Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. М., 2000. С. 64, ср. с. 67, 77). Полагать так, казалось бы, позволяет сам летописный текст, вводящий описание Пути через рассказ о полянах (являющийся своеобразным лейтмотивом всей вводной части ПВЛ): «Полянам же, жившим отдельно по горам этим, был путь из Варяг в Греки…». Однако этот пассаж обнаруживает полное текстуальное соответствие с началом летописного повествования об основателях Киева, следующего в ПВЛ после описания путей и сказания о хождении апостола Андрея: «Полем же жившем особе и володеющем роды своими…», и, по всей видимости, восходит к этому тексту, о чём свидетельствует упоминание в первом случае киевских гор (см. далее). Сам же Путь описывается «из Грек» и заканчивается Чёрным морем, в которое впадает Днепр (далее в летописи указан исток Днепра). Создаётся впечатление, что именно Понт и является отправной точкой для описания Пути: далее следуют географические объекты на территории Руси (Днепр, Ловоть, Ильмень, Волхов, Нево) и за её пределами – Варяжское море с двумя «опорными» пунктами – Римом и Константинополем. Иными словами, собственное «расположение» летописца совершенно необязательно могло определять порядок описания Пути, тем более, что движение в обратном направлении (из Варяг в Греки) было ему, безусловно, хорошо известно (походы Аскольда и Дира на Киев, Олега на Киев, походы руси на Византию).
1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на
великокняжеский престол в Киеве
1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей
территории Руси
2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороно
русских земель
3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)
4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого
из русских Илариона
5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды
Ярослава»
6. Строительство церквей и монастырей
7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава
Итоги:
1. Установление единоличной власти на всей территории Руси
5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними
государствами посредством династических браков своих дочерей и
сыновей
6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией
7. Развитие религиозной и светской культуры
8. Появление писаного права на Руси
9. Развитие церковного зодчества
2. Усиление обороно государства
3. Ликвидация печенежской угрозы
4. Распространение христианской культуры на Руси.