Главная / статьи / Текст депортации и травмы в сочинениях школьников КалмыкииТекст депортации и травмы в сочинениях школьников Калмыкии Неприкосновенный запас. Травмопункты. выпуск под ред. С.УшакинаОб этнических депортациях, которым в середине века были подвергнуты полтора десятка народов СССР, жители современной России знают крайне мало. Главная причина этого в том, что рассказывать о выселении «осужденных» народов публично, в устной или письменной форме, долгое время было небезопасно. Например, многие авторы песен о выселении в Сибирь, созданных по свежим впечатлениям на калмыцком языке, – как и почти все авторы-калмыки писем «в Кремль», написанных по-русски, – получили свои «срока».Как известно, калмыки входили в число народов, целиком выселенных в годы сталинизма за пределы своих традиционных территорий. Выселение было возмездием за коллаборационизм во время оккупации части республики и за нелояльность советской власти. В течение суток 28 декабря 1943 г. более 90 тыс. калмыков были посажены в железнодорожные вагоны для перевозки скота и отправлены из республики на восток. К лету 1944 г. общее число выселенных составило 120 тыс., включая калмыков из Ростовской и др. областей и военнослужащих. Большая часть мужского населения Калмыкии в тот период находилась в действующей армии, чаще всего – на передовой. В марте 1944 г. практически все военнослужащие были отозваны с фронта: офицеров направляли в отставку или служить на нестратегические тыловые объекты на востоке страны. Солдаты и сержанты были отправлены в трудовой лагерь Широкстрой (Пермская область), где они содержались до 1946 г. Многие там и погибли. Калмыцкая автономная республика была ликвидирована, ее территория поделена между вновь образованной Астраханской областью и соседними областями. В 1956 г. калмыкам было разрешено вернуться, с 1957 г. начался процесс восстановления автономии калмыцкого народа. [1]В период хрущевской оттепели любые суждения о депортации были возможны только в границах дозволенного, а после первых политических заморозков сибирская эпопея была сведена к формуле «ошибки в национальной политике». Вслух заговорили о депортации в самом конце 1989 г., когда в республике развернулся перестроечный процесс, и это публичное обсуждение стало одним из знаков демократизации социальной жизни. Вначале опубликовали свои мемуары ведущие журналисты и писатели, тогда же вышли в свет несколько романов, повестей и поэм на русском и калмыцком языках, в свое время написанных «в стол». Были сняты два художественных и несколько документальных фильмов. После этого в газеты повалили тысячи писем с воспоминаниями читателей, но все авторы относились к старшему поколению. Активного использования депортационной тематики в молодежной попсе, отмеченной исследователями в Чечне[2], в Калмыкии не наблюдалось.В процессе освоения депортационной травмы ключевым признаком является принадлежность к поколению: первое имело личный сибирский опыт, второе – было детьми спецпереселенцев, третье составили внуки ссыльных. Незнание калмыцкого языка и истории депортации было причиной разрыва преемственности отцов и детей. Создание совместного рассказа об исторической травме стало попыткой восстановить преемственность между деда
просвещение — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. тем самым новейшие постулаты надлам старой феодальной организации.идеи просвещения оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно- эпохе. кстати, уро-дувана эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи о-світництва — вольтер и гердер. окончательно закрепила этот термин в науке статья и. канта "что такое просвещение? " (1784 времени эпоха просвещения — это середина xvii — xviii ст. идеи просвещения прорастают сначала в , затем во франции, позже — в германии, италии и в других странах европы. развитие европейской культуры так или иначе проходило под знаком идей просвещения. но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во франции: именно отсюда, несу-ли на себе печать французского гения, идеи просвещения распространились по всей европе.прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи просвещения, остановимся на характерных общих ре-сах и специфических отличиях просвещения в разных странах. характерными чертами просвещения является: 1. стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, "вечной справед-ности", равенства.продолжая начатую на рубеже xvii—xviii вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, просвещение исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с которого можно перевернуть всю систему общин-ского и духовного жизни. провозглашенное просветителями царство разума по своей сущности было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, кот-ра готовила себе идейные основы прихода к власти.однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистской власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.2. движущей силой развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.определяющим моментом культурной жизни эпохи просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном развития человечества в русле общего блага и справедливости. следует отметить, что просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверджения "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противоположность "ложным" идеям старого мира. постулаты просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они основали то социальный подъем, которое завершилось французской буржуазной революцией 1789— 1794 гг 3. они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.4. просветители верили в человека, его разум и высокое призвание этим они продолжали гуманистические традиции эпохи возрождения
просвещение — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. тем самым новейшие постулаты надлам старой феодальной организации.идеи просвещения оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно- эпохе. кстати, уро-дувана эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи о-світництва — вольтер и гердер. окончательно закрепила этот термин в науке статья и. канта "что такое просвещение? " (1784 времени эпоха просвещения — это середина xvii — xviii ст. идеи просвещения прорастают сначала в , затем во франции, позже — в германии, италии и в других странах европы. развитие европейской культуры так или иначе проходило под знаком идей просвещения. но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во франции: именно отсюда, несу-ли на себе печать французского гения, идеи просвещения распространились по всей европе.прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи просвещения, остановимся на характерных общих ре-сах и специфических отличиях просвещения в разных странах. характерными чертами просвещения является: 1. стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, "вечной справед-ности", равенства.продолжая начатую на рубеже xvii—xviii вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, просвещение исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с которого можно перевернуть всю систему общин-ского и духовного жизни. провозглашенное просветителями царство разума по своей сущности было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, кот-ра готовила себе идейные основы прихода к власти.однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистской власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.2. движущей силой развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.определяющим моментом культурной жизни эпохи просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном развития человечества в русле общего блага и справедливости. следует отметить, что просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверджения "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противоположность "ложным" идеям старого мира. постулаты просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они основали то социальный подъем, которое завершилось французской буржуазной революцией 1789— 1794 гг 3. они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.4. просветители верили в человека, его разум и высокое призвание этим они продолжали гуманистические традиции эпохи возрождения