Имя Михаила Лермонтова у многих ассоциируется с Кавказом – этот край был большой любовью и вдохновением поэта, там он провел почти половину жизни. Но и с Москвой он тоже был тесно связан: в этом городе родился, делал первые творческие шаги, учился в университете, здесь жила его любимая бабушка Елизавета Алексеевна. К 205-летию со дня рождения поэта рассказываем поподробнее о местах столицы, связанных с его жизнью.
Памятник: проект Исаака Бродского
5 октября 1814 года. В доме генерала Карла Толя у Красных ворот в семье помещика Юрия Лермонтова родился мальчик, которому суждено было стать одной из самых значимых фигур в русской литературе. Здание до наших дней не сохранилось. Площадь, на которой оно стояло, в 1941-м переименовали в Лермонтовскую. А на месте родного дома поэта в 1957 году построили последнюю из сталинских высоток.
В 1965 году на площади установили памятник поэту. Это хотели сделать еще раньше, но помешала Великая Отечественная война. Работа над памятником длилась долго: в 1950-е проходили всесоюзные конкурсы, на которые было подано 48 проектов, но ни один из них не выбрали. Тогда объявили заказной конкурс среди мастеров, которых пригласило Минкультуры СССР. Победил проект, созданный коллективом под руководством живописца Исаака Бродского.
В композицию вошли рельефы с изображением на тему поэм «Мцыри» и «Демон», а также стихотворения «Парус». На пьедестале строки: «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно».
В советское время с легкой руки Виктории Токаревой и Георгия Данелии, написавших сценарий к «Джентльменам удачи», появился советский мем, связанный со скульптурой Лермонтова. «Кто ж его посадит? Он же памятник!» – вслед за героем Савелия Крамарова эти слова повторял, наверное, каждый.
Москва, Лермонтовская площадь
Смотреть на карте
Церковь Симеона Столпника: куда Лермонтов ходил с бабушкой
Два года Михаил Лермонтов прожил недалеко от церкви Симеона Столпника на Поварской. В 1827-м он приехал сюда вместе со своей бабушкой по материнской линии Елизаветой Арсеньевой. Каждый раз, когда обожаемый внук выходил из дома, она крестила его и читала молитву.
Это был обязательный ритуал, возражения не принимались. За это над Лермонтовым часто посмеивались друзья. Они вспоминали, что бабушка вообще постоянно его контролировала. И жилье сняла именно здесь, чтобы мальчику недалеко было добираться до Благородного пансиона при Московском университете, в который он собирался поступать. Елизавета Алексеевна была прихожанкой церкви Симеона Столпника, на службы с ней иногда ходил и Михаил.
Впервые упоминание этой церкви встречается в 1625 году, но стояла она здесь и раньше. Венчание Бориса Годунова на царство (1598 год) пришлось на день святого Симеона Столпника, и в честь этого в городе появились две симеоновских церкви. Одна из них – в Поварской слободе. В Смутное время деревянное строение сгорело, на его месте построили каменное. Впоследствии в этой церкви венчались писатель Сергей Аксаков, граф Николай Шереметев, причащался Николай Гоголь.
В 1938 году церковь должны были снести, но этого не произошло. Внутри сделали столярную мастерскую. Второй раз здание собирались разрушить в 1961–1964 годах, но план снова провалился – более того, деятели культуры настояли на том, чтобы строение отреставрировали. К 1966-му церковь обрела свой исторический облик, в 1990-м ее вернули верующим, заново расписали и воссоздали иконостасы.
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.
Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили вновь подчинить их своей власти.
Объяснение:
На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было “рыхлым”, слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками.
За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.
В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены только фараон с небольшой охраной.
Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать “военную тайну” можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.
ответ: P.S ...можешь выписать кратко сам
Объяснение:
Имя Михаила Лермонтова у многих ассоциируется с Кавказом – этот край был большой любовью и вдохновением поэта, там он провел почти половину жизни. Но и с Москвой он тоже был тесно связан: в этом городе родился, делал первые творческие шаги, учился в университете, здесь жила его любимая бабушка Елизавета Алексеевна. К 205-летию со дня рождения поэта рассказываем поподробнее о местах столицы, связанных с его жизнью.
Памятник: проект Исаака Бродского
5 октября 1814 года. В доме генерала Карла Толя у Красных ворот в семье помещика Юрия Лермонтова родился мальчик, которому суждено было стать одной из самых значимых фигур в русской литературе. Здание до наших дней не сохранилось. Площадь, на которой оно стояло, в 1941-м переименовали в Лермонтовскую. А на месте родного дома поэта в 1957 году построили последнюю из сталинских высоток.
В 1965 году на площади установили памятник поэту. Это хотели сделать еще раньше, но помешала Великая Отечественная война. Работа над памятником длилась долго: в 1950-е проходили всесоюзные конкурсы, на которые было подано 48 проектов, но ни один из них не выбрали. Тогда объявили заказной конкурс среди мастеров, которых пригласило Минкультуры СССР. Победил проект, созданный коллективом под руководством живописца Исаака Бродского.
В композицию вошли рельефы с изображением на тему поэм «Мцыри» и «Демон», а также стихотворения «Парус». На пьедестале строки: «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно».
В советское время с легкой руки Виктории Токаревой и Георгия Данелии, написавших сценарий к «Джентльменам удачи», появился советский мем, связанный со скульптурой Лермонтова. «Кто ж его посадит? Он же памятник!» – вслед за героем Савелия Крамарова эти слова повторял, наверное, каждый.
Москва, Лермонтовская площадь
Смотреть на карте
Церковь Симеона Столпника: куда Лермонтов ходил с бабушкой
Два года Михаил Лермонтов прожил недалеко от церкви Симеона Столпника на Поварской. В 1827-м он приехал сюда вместе со своей бабушкой по материнской линии Елизаветой Арсеньевой. Каждый раз, когда обожаемый внук выходил из дома, она крестила его и читала молитву.
Это был обязательный ритуал, возражения не принимались. За это над Лермонтовым часто посмеивались друзья. Они вспоминали, что бабушка вообще постоянно его контролировала. И жилье сняла именно здесь, чтобы мальчику недалеко было добираться до Благородного пансиона при Московском университете, в который он собирался поступать. Елизавета Алексеевна была прихожанкой церкви Симеона Столпника, на службы с ней иногда ходил и Михаил.
Впервые упоминание этой церкви встречается в 1625 году, но стояла она здесь и раньше. Венчание Бориса Годунова на царство (1598 год) пришлось на день святого Симеона Столпника, и в честь этого в городе появились две симеоновских церкви. Одна из них – в Поварской слободе. В Смутное время деревянное строение сгорело, на его месте построили каменное. Впоследствии в этой церкви венчались писатель Сергей Аксаков, граф Николай Шереметев, причащался Николай Гоголь.
В 1938 году церковь должны были снести, но этого не произошло. Внутри сделали столярную мастерскую. Второй раз здание собирались разрушить в 1961–1964 годах, но план снова провалился – более того, деятели культуры настояли на том, чтобы строение отреставрировали. К 1966-му церковь обрела свой исторический облик, в 1990-м ее вернули верующим, заново расписали и воссоздали иконостасы.
История хеттского царства
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.
Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили вновь подчинить их своей власти.
Объяснение:
На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было “рыхлым”, слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками.
За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.
В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены только фараон с небольшой охраной.
Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать “военную тайну” можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.