Орта Азиядағы Мырзашөл керуені бойында орналасқан ескерткішті тап. Якка сардобасы Боран мұнарасы Қарахан кесенесі Домбауыл кесенесі Арыстан баб кесенесі билим ленд
Европа в «раннее новое время» (XVI – первой половина XVII века). Период
с начала XVI века и примерно до середины XVII века принято именовать ранним
новым временем. Со второй половины XVI века и в течение всего следующего
XVII века на территории части Западной Европы протекали процессы, связанные с
переходом к современному типу общества. Изменения эти были долговременными и
отнюдь не синхронными в разных сферах общественной жизни и в разных частях
Европы. Поэтому сказать «проходило становление» в равной степени применимо к
разным этапам и стадиям этого долгого процесса, суть которого, в перспективе, состояла в подготовке условий для возникновения индустриального общества. На
протяжении XVI, XVII и частично XVIII веков Европа формировалась как некая
общность, внутренне весьма разнообразная, противостоящая всему остальному миру
и усиленно этот мир осваивавшая. Великие географические открытия. Важным фактором, определившим в
XVI–XVII веках картину развития европейского общества, стали Великие
географические открытия, начавшиеся в тот момент, когда страны Запада в
результате османских завоеваний были поставлены перед необходимостью искать
новые пути к богатствам Востока. В ходе этого длительного процесса, начатого
испанскими и португальскими мореплавателями в конце XV века и закончившегося
лишь на рубеже XVIII–XIX веков, освоенное европейцами пространство необозримо
расширилось до пределов всего пригодного для жизни, земель и возникла
океаническая цивилизация. Вместо привычных и обжитых территорий, включающих Европу, Северную
Африку и Ближний Восток, перед путешественниками отрылся огромный и пугающе
непонятный мир, в котором человек европейской цивилизации чувствовал себя
слабым и бес . Необозримые пространства Нового Света и океанских
островов, ошеломившие открывателей своей непохожестью на привычный мир
природы и людей, стали еще одним фактором, подорвавшим веру во всемогущего
человека, созданную культурой Возрождения. Великие географические открытия не
только разрушали старые иллюзии, они порождали новые тревоги и новые надежды. XVI век принес много перемен во внутреннюю жизнь европейского общества. Непрерывные войны, как межгосударственные, так и гражданские, разоряли Европу, усиливали чувство неуверенности ее обитателей в завтрашнем дне. Велись эти войны
под религиозными знаменами, что создавало особую атмосферу идейного
воодушевления и идейной нетерпимости. Каждый человек оказался перед
необходимостью выбора. Кризисное состояние общества проявилось в социально-политических
выступлениях разного характера и направленности: от буржуазной революции в
Англии до аристократической «фронды принцев» во Франции, от политического
кризиса в Голландии до сепаратистского движения в Каталонии и крестьянских войн
в России. Французский историк Р. Мунье писал: «Семнадцатый век являлся эпохой
кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»1
. Научная революция XVII века. Изменения в жизни общества, расширение
знаний об окружающем мире, идейное противостояние двух ветвей западного
христианства – протестантизма и католицизма – вызвали к жизни научную
революцию, которую Европа пережила в XVII веке. Культ знаний был унаследован от
Возрождения, но тогда любознательность обращалась в , а теперь
распространялся на окружающий мир. Долгие морские плавания, наблюдения звездного неба пробудили интерес к
опубликованной в 1543 году книге польского ученого Николая Коперника (1473–
Тадж-Маха́л — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана, падишаха империи Великих Моголов Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».
Европа в «раннее новое время» (XVI – первой половина XVII века). Период
с начала XVI века и примерно до середины XVII века принято именовать ранним
новым временем. Со второй половины XVI века и в течение всего следующего
XVII века на территории части Западной Европы протекали процессы, связанные с
переходом к современному типу общества. Изменения эти были долговременными и
отнюдь не синхронными в разных сферах общественной жизни и в разных частях
Европы. Поэтому сказать «проходило становление» в равной степени применимо к
разным этапам и стадиям этого долгого процесса, суть которого, в перспективе, состояла в подготовке условий для возникновения индустриального общества. На
протяжении XVI, XVII и частично XVIII веков Европа формировалась как некая
общность, внутренне весьма разнообразная, противостоящая всему остальному миру
и усиленно этот мир осваивавшая. Великие географические открытия. Важным фактором, определившим в
XVI–XVII веках картину развития европейского общества, стали Великие
географические открытия, начавшиеся в тот момент, когда страны Запада в
результате османских завоеваний были поставлены перед необходимостью искать
новые пути к богатствам Востока. В ходе этого длительного процесса, начатого
испанскими и португальскими мореплавателями в конце XV века и закончившегося
лишь на рубеже XVIII–XIX веков, освоенное европейцами пространство необозримо
расширилось до пределов всего пригодного для жизни, земель и возникла
океаническая цивилизация. Вместо привычных и обжитых территорий, включающих Европу, Северную
Африку и Ближний Восток, перед путешественниками отрылся огромный и пугающе
непонятный мир, в котором человек европейской цивилизации чувствовал себя
слабым и бес . Необозримые пространства Нового Света и океанских
островов, ошеломившие открывателей своей непохожестью на привычный мир
природы и людей, стали еще одним фактором, подорвавшим веру во всемогущего
человека, созданную культурой Возрождения. Великие географические открытия не
только разрушали старые иллюзии, они порождали новые тревоги и новые надежды. XVI век принес много перемен во внутреннюю жизнь европейского общества. Непрерывные войны, как межгосударственные, так и гражданские, разоряли Европу, усиливали чувство неуверенности ее обитателей в завтрашнем дне. Велись эти войны
под религиозными знаменами, что создавало особую атмосферу идейного
воодушевления и идейной нетерпимости. Каждый человек оказался перед
необходимостью выбора. Кризисное состояние общества проявилось в социально-политических
выступлениях разного характера и направленности: от буржуазной революции в
Англии до аристократической «фронды принцев» во Франции, от политического
кризиса в Голландии до сепаратистского движения в Каталонии и крестьянских войн
в России. Французский историк Р. Мунье писал: «Семнадцатый век являлся эпохой
кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»1
. Научная революция XVII века. Изменения в жизни общества, расширение
знаний об окружающем мире, идейное противостояние двух ветвей западного
христианства – протестантизма и католицизма – вызвали к жизни научную
революцию, которую Европа пережила в XVII веке. Культ знаний был унаследован от
Возрождения, но тогда любознательность обращалась в , а теперь
распространялся на окружающий мир. Долгие морские плавания, наблюдения звездного неба пробудили интерес к
опубликованной в 1543 году книге польского ученого Николая Коперника (1473–
Тадж-Маха́л — «Корона дворцов», англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана, падишаха империи Великих Моголов Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».