ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙН А 1914-18, война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США и др. ; всего 34 государства) . Поводом к войне послужило убийство членом террористической организации «Молодая Босния» наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 15(28).7.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19.7(1.8) Германия — России, 21.7(3.8) — Франции, 22.7(4.8) Великобритания — Германии. Создав перевес в войсках на Западном фронте, Германия оккупировала Люксембург и Бельгию и начала быстрое продвижение на севере Франции к Парижу. Однако уже в 1914 план германского командования на быстрый разгром Франции потерпел крах; этому наступление русских войск в Вост. Пруссии, вынудившее Германию снять часть войск с Западного фронта. В августе — сентябре 1914 русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам в Галиции, в кон. 1914 — нач. 1915 турецким войскам в Закавказье. В 1915 силы Центральных держав, ведя стратегическую оборону на Западном фронте, вынудили русские войска оставить Галицию, Польшу, часть Прибалтики, нанесли поражение Сербии. В 1916 после неудачной попытки германских войск прорвать оборону союзников в районе Вердена (Франция) стратегическая инициатива перешла к Антанте. Кроме того, тяжелое поражение, нанесенное австро-германским войскам в мае — июле 1916 в Галиции, фактически предопределило развал главного союзника Германии — Австро-Венгрии. В августе 1916 под влиянием успехов Антанты на ее стороне в войну вступила Румыния, однако ее войска действовали неудачно и в кон. 1916 были разгромлены. В то же время на Кавказском театре инициатива продолжала сохраняться за русской армией, занявшей в 1916 Эрзурум и Трапезунд. Начавшийся после февральской революции 1917 развал русской армии позволил Германии и ее союзникам активизировать свои действия на других фронтах, что, однако, не изменило ситуации в целом. После заключения сепаратного Брестского мира с Россией (3.3.1918) германское командование предприняло массированное наступление на Западном фронте. Войска Антанты, ликвидировав результаты германского прорыва, перешли в наступление, завершившееся разгромом Центральных держав. 29.9.1918 капитулировала Болгария, 30.10. — Турция, 3.11. — Австро-Венгрия, 11.11. — Германия. В ходе Первой мировой войны было мобилизовано ок. 74 млн. человек, общие потери составили ок. 10 млн. убитых и св. 20 млн. раненых
Ян Гус, Jan Hus (чеш.) , Ioannes Hus или Hussus (лат.) , John Huss (англ. ) (родился предположительно в 1369 в селе Гусинец в 5 км от города Прахатице, Чешское королевство, ныне город Гусинец в Южно-Чешской области Чехии; погиб на костре 6 июля 1415 в Констанце, Германия, ныне федеральная земля Баден) - проповедник, философ, реформатор и борец за права чешского народа. Римско-католическая церковь назвала его учение еретическим, и Гус был заживо сожжен. Казнь Гуса положила начало гуситским войнам.
Пять столетий спустя, 17 декабря 1999, на международном симпозиуме в Ватикане, римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса и отдал дань уважения величию его духа. На симпозиуме создали "гуситскую комиссию" во главе с кардиналом Милославом Влком. Вопрос о реабилитации проповедника не ставился, но комиссия высказала мысль, что "надо переписать историю заново без эмоций" и "учение Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями".
С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага) , которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.
1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.
В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус «О церкви» (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения.
А 1914-18, война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США и др. ; всего 34 государства) . Поводом к войне послужило убийство членом террористической организации «Молодая Босния» наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 15(28).7.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19.7(1.8) Германия — России, 21.7(3.8) — Франции, 22.7(4.8) Великобритания — Германии. Создав перевес в войсках на Западном фронте, Германия оккупировала Люксембург и Бельгию и начала быстрое продвижение на севере Франции к Парижу. Однако уже в 1914 план германского командования на быстрый разгром Франции потерпел крах; этому наступление русских войск в Вост. Пруссии, вынудившее Германию снять часть войск с Западного фронта. В августе — сентябре 1914 русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам в Галиции, в кон. 1914 — нач. 1915 турецким войскам в Закавказье. В 1915 силы Центральных держав, ведя стратегическую оборону на Западном фронте, вынудили русские войска оставить Галицию, Польшу, часть Прибалтики, нанесли поражение Сербии. В 1916 после неудачной попытки германских войск прорвать оборону союзников в районе Вердена (Франция) стратегическая инициатива перешла к Антанте. Кроме того, тяжелое поражение, нанесенное австро-германским войскам в мае — июле 1916 в Галиции, фактически предопределило развал главного союзника Германии — Австро-Венгрии. В августе 1916 под влиянием успехов Антанты на ее стороне в войну вступила Румыния, однако ее войска действовали неудачно и в кон. 1916 были разгромлены. В то же время на Кавказском театре инициатива продолжала сохраняться за русской армией, занявшей в 1916 Эрзурум и Трапезунд. Начавшийся после февральской революции 1917 развал русской армии позволил Германии и ее союзникам активизировать свои действия на других фронтах, что, однако, не изменило ситуации в целом. После заключения сепаратного Брестского мира с Россией (3.3.1918) германское командование предприняло массированное наступление на Западном фронте. Войска Антанты, ликвидировав результаты германского прорыва, перешли в наступление, завершившееся разгромом Центральных держав. 29.9.1918 капитулировала Болгария, 30.10. — Турция, 3.11. — Австро-Венгрия, 11.11. — Германия. В ходе Первой мировой войны было мобилизовано ок. 74 млн. человек, общие потери составили ок. 10 млн. убитых и св. 20 млн. раненых
Пять столетий спустя, 17 декабря 1999, на международном симпозиуме в Ватикане, римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса и отдал дань уважения величию его духа. На симпозиуме создали "гуситскую комиссию" во главе с кардиналом Милославом Влком. Вопрос о реабилитации проповедника не ставился, но комиссия высказала мысль, что "надо переписать историю заново без эмоций" и "учение Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями".
С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага) , которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.
1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.
В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус «О церкви» (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения.