Генрих 2 (1154-1189) создал судебную и военную реформу, уменьшил зависимость короля от военных сил феодалов, восстановил народное ополчение, была усилена власть шерифов над графствами. иоанн безземельный (1199 - 1216) отбирал земли у баронов, неудача в войне с филиппом 2, лишился большей части своих владений, духовенство, рыцари, горожане и бароны подняли мятеж, подписал великую хартию вольностей. вильгем 1 завоеватель (правил с 1066) захват (1066 г) , усиление королевской власти с нормандского завоевания, создание централизованного государства в , проведена перепись всего населения.таблицу рисуем сами
Xi—xiii века стали временем расцвета средневекового искусства. возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. однако ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь достигла вершины могущества. она располагала огромными богатствами, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. в это время возросло значение монастырей и их объединений; самым заметным из них было клюнийское. клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновлённой церкви. большие храмы нужны были не только для того, чтобы воплощать всемогущество бога и его церкви. в xi— xiii веках религиозные чувства человека средневековья переживали расцвет. невиданное развитие получило паломничество. прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживлённых путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся. стиль, господствовавший в европе в xi—xii веках, а в некоторых странах сохранившийся и в xiii веке, называют романским (от латинского слова «рома»— рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приёмы. это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей европе. в отличие от византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на западе базилика сохранялась, а формы её усложнялись и совершенствовались. зодчие научились перекрывать нефы каменными . однако давление тяжёлых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. чтобы стены не утратили надёжность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они часто напоминали крепости. это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма величавость, строгость, иногда даже суровость. ещё одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.