с x в. начался рост городов — центров ремесленного товарного производства. а в xi —xiii вв. произошла «первая промышленная революция европы» (по определению французского ф.броделя). в xi в. перешли от мотыжной обработки земли к пашенной с применением усовершенствованного плуга, широкое распространение получило трехполье, способствующее сохранению плодородия земли. началась «энергетическая революция» — появились водяные и ветряные мельницы. в xiii в. распространяются прялка с колесом, ткацкий станок с механизмом, валяльная машина. демографический подъем к «городской революции» — города стали играть ключевую роль в классического средневековья.
развитию городского ремесла способствовало распространение цехов. городское население состояло из свободных горожан, городскими советами, и было организовано в братства, цеха и гильдии ремесленников. вначале цеха объединяли ремесленников, занимавшихся однородным ремеслом, затем стали подразделяться в зависимости от более узкой специализации. кто не принадлежал к цеху, не имел права заниматься ремеслом. цеха имели четкую структуру и : во главе каждого цеха стоял цеховой старшина, общие вопросы решал совет цеха, работу каждой мастерской возглавлял мастер, ему подмастерья, которым, в свою очередь, ученики. число работников в каждой мастерской определялось цеховым уставом. цеховые законы устанавливали строгие правила, обязательные для мастеров и подмастерьев, контролировали качество и количество изделий. все изделия изготавливались только по индивидуальному заказу.
продолжение ниже рекламного блока:
получить звание мастера можно было только после долгих лет учения. как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. по прошествии определенного срока (от 5 до 8 лет) совет цеха возводил ученика в подмастерье. подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства (за этим следил совет цеха). чтобы стать мастером, подмастерье должен был совершить путешествие в другие города, которые славились изделиями данного профиля, а потом выдержать особое испытание — изготовить образец изделия (он назывался «шедевр»). только после этого подмастерье получал право открыть собственную мастерскую. в некоторых городах устав предписывал членам цеха носить платье определенного цвета. в xi —xii вв. формируются цеха ткачей и портных. с xii в. домотканые ткани носят только в деревне.
в xii —xiii вв. в городах западной европы возникло новое социальное явление — мода, которая позволяла обозначать социальный статус более гибкими и подвижными средствами, чем обычай и право. уже со второй половины xii в. форма и покрой одежды стали меняться в соответствии с требованиями моды. костюма г. вейс назвал позднее средневековье «временем господства ножниц», потому что в эпоху готики большое внимание стали уделять особенностям покроя одежды. с этого времени социальный статус человека обозначается не только стоимостью ткани, пышностью отделок и украшений, но и покроем одежды, который должен соответствовать требованиям меняющейся моды. появление моды было связано с развитием городской культуры, возникновением потребности в поверхностной и непродолжительной коммуникации. городские площади и тесные улицы средневековых городов стали местом, где встречались купцы и странники; паломники, посетившие святые места, и рыцари, вернувшиеся из крестовых походов; горожане и крестьяне из окрестных деревень. именно в городах появлялись новые культурные образцы и развивалось производство. эти нововведения становились модой, если их одобряли при королевском дворе, так как король и придворные были главными образцами для подражания в сословном обществе.
вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестны образцы вязания крючком, датируемые ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. по сообщению энциклопедии британника этот вид вязания появился в xix веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка[3]. большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.
донна кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе»[4][5]. кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. на изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. а после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в европе и северной америке стала широко доступной и недорогой[6].
первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к рукам. в ирландии, во время голода 1845—1849 годов, одной из форм стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева[7] (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих)[8]. мадемуазель риего дела бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева[9], обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком[8]. мода на ирландское вязание в европе и америке продлилась вплоть до первой мировой войны[10]. вязание крючком в 1910—1920 годах стало ещё более сложным в узорах и способах соединения.
в россии вязание крючком получило распространение с конца xix века. мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
в наши дни вязание крючком стало популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами[11]. в последнее время крючком вяжут также сувенирные изделия
с x в. начался рост городов — центров ремесленного товарного производства. а в xi —xiii вв. произошла «первая промышленная революция европы» (по определению французского ф.броделя). в xi в. перешли от мотыжной обработки земли к пашенной с применением усовершенствованного плуга, широкое распространение получило трехполье, способствующее сохранению плодородия земли. началась «энергетическая революция» — появились водяные и ветряные мельницы. в xiii в. распространяются прялка с колесом, ткацкий станок с механизмом, валяльная машина. демографический подъем к «городской революции» — города стали играть ключевую роль в классического средневековья.
развитию городского ремесла способствовало распространение цехов. городское население состояло из свободных горожан, городскими советами, и было организовано в братства, цеха и гильдии ремесленников. вначале цеха объединяли ремесленников, занимавшихся однородным ремеслом, затем стали подразделяться в зависимости от более узкой специализации. кто не принадлежал к цеху, не имел права заниматься ремеслом. цеха имели четкую структуру и : во главе каждого цеха стоял цеховой старшина, общие вопросы решал совет цеха, работу каждой мастерской возглавлял мастер, ему подмастерья, которым, в свою очередь, ученики. число работников в каждой мастерской определялось цеховым уставом. цеховые законы устанавливали строгие правила, обязательные для мастеров и подмастерьев, контролировали качество и количество изделий. все изделия изготавливались только по индивидуальному заказу.
продолжение ниже рекламного блока:получить звание мастера можно было только после долгих лет учения. как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. по прошествии определенного срока (от 5 до 8 лет) совет цеха возводил ученика в подмастерье. подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства (за этим следил совет цеха). чтобы стать мастером, подмастерье должен был совершить путешествие в другие города, которые славились изделиями данного профиля, а потом выдержать особое испытание — изготовить образец изделия (он назывался «шедевр»). только после этого подмастерье получал право открыть собственную мастерскую. в некоторых городах устав предписывал членам цеха носить платье определенного цвета. в xi —xii вв. формируются цеха ткачей и портных. с xii в. домотканые ткани носят только в деревне.
в xii —xiii вв. в городах западной европы возникло новое социальное явление — мода, которая позволяла обозначать социальный статус более гибкими и подвижными средствами, чем обычай и право. уже со второй половины xii в. форма и покрой одежды стали меняться в соответствии с требованиями моды. костюма г. вейс назвал позднее средневековье «временем господства ножниц», потому что в эпоху готики большое внимание стали уделять особенностям покроя одежды. с этого времени социальный статус человека обозначается не только стоимостью ткани, пышностью отделок и украшений, но и покроем одежды, который должен соответствовать требованиям меняющейся моды. появление моды было связано с развитием городской культуры, возникновением потребности в поверхностной и непродолжительной коммуникации. городские площади и тесные улицы средневековых городов стали местом, где встречались купцы и странники; паломники, посетившие святые места, и рыцари, вернувшиеся из крестовых походов; горожане и крестьяне из окрестных деревень. именно в городах появлялись новые культурные образцы и развивалось производство. эти нововведения становились модой, если их одобряли при королевском дворе, так как король и придворные были главными образцами для подражания в сословном обществе.
вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестны образцы вязания крючком, датируемые ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. по сообщению энциклопедии британника этот вид вязания появился в xix веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка[3]. большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.
донна кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе»[4][5]. кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. на изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. а после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в европе и северной америке стала широко доступной и недорогой[6].
первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к рукам. в ирландии, во время голода 1845—1849 годов, одной из форм стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева[7] (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих)[8]. мадемуазель риего дела бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева[9], обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком[8]. мода на ирландское вязание в европе и америке продлилась вплоть до первой мировой войны[10]. вязание крючком в 1910—1920 годах стало ещё более сложным в узорах и способах соединения.
в россии вязание крючком получило распространение с конца xix века. мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
в наши дни вязание крючком стало популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами[11]. в последнее время крючком вяжут также сувенирные изделия