Автор этой публикации по специальности не историк, не литератор и не искусствовед. Но он относится к интересующимся историей, литературой и искусством, особенно историей Украины. Анализируя, изучая период так называемой мазеповщины или украинского сепаратизма, автор предлагает исторические параллели этого исследования, которые, возможно, не во всем совпадают с традиционной точкой зрения, разделяемой многими маститыми историками, литераторами, искусствоведами. По мнению автора, понимание именно этого исторического периода украинской истории, известного почти всей Европе, крайне важно для каждого украинца. Развитие государства невозможно без национального самоосознания. Подобное самоосознание присуще всем нациям, создавшим свое государство. И Украина не может быть в этом смысле исключением.
От легенды до исторического символа
Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы) неподалеку от Белой Церкви, что на Киевщине, в семье украинской шляхты. Мать — Мария Магдалина — была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Она до конца дней своих (1707 г.) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 13 лет жизни она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря. Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства превратит в академию. Любимыми авторами Мазепы были Цицерон, Тит Ливий, Тацит. По окончании коллегии отец Ивана Мазепы Степан-Адам (довольно деловая фигура в свите гетмана Выговского) посылает сына ко двору польского короля пажем, откуда его как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Стройный, невероятно привлекательный внешне, Иван был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским и французским языками, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи. С юных лет и до поздней старости Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уж о женщинах. Через его жизнь проходит ряд любовных приключений. Главный герой поэмы Байрона «Мазепа», вспоминая свою молодость, говорит:
Я очень был красив тогда; Теперь за семьдесят года Шагнули, — мне ль бояться слов? Немного мужей и юнцов, — Вассалов, рыцарей, — со мной Могли поспорить красотой.
Первые люди жили племенами, общинами. У них были общие жилища, коллективный труд. Так легче было выживать. К тому же, живя общиной, старшие обучали младших изготавливать орудия труда из камня и дерева, охотиться. Знания и умения передавались, таким образом, из поколения в поколение.
Овладение огнем
Человек всегда боролся с природными стихиями. И огонь оказался первой из стихий, покоренной человеком. Лесные пожары, вулканические извержения познакомили людей с огнем. Люди хотели научиться не только противостоять огню, но и научиться использовать его для своей пользы, добывая его искусственным путем. Добывать огонь очень трудно, поэтому его сохраняли, берегли, чтобы избегать каждодневного трудоемкого процесса. Русский путешественник тринадцатого века С.П. Крашенинников, исследуя жизнь древних народов Камчатки, в своей книге описал процесс добывания огня: на сухой дощечке с ямкой крутили палочку до тех пор, пока не появлялся дым и огонь в сухих травинках возле ямки. Эти при древние камчадалы) всегда носили с собой, обернув их в сухую бересту.
Орудие труда и оружие
Орудия труда, оружие и предметы домашнего обихода первобытные люди мастерили из камня, кости и дерева. Основные орудия труда делали из камня, а ими обрабатывали кость и дерево. От камня откалывали куски нужной формы, потом научились шлифовке, но работа таким инструментом все равно шла медленно. Древние люди Камчатки, по свидетельству С.П. Крашенинникова, топоры делали из китовой и оленьей кости или из яшмы в виде клина, привязывая их к кривым топорищам ремнями. Ими они долбили лодки из цельного куска дерева, это занимало около трех лет. Ножи, стрелы, копья, ланцеты мастерили из горного хрусталя. Иглами из собачьих костей шили одежду и обувь. Наличие ланцетов, кстати, свидетельствует о том, что люди даже на ранней стадии своего развития имели представление о медицине. Индейские племена ирокезов, историю которых изучал американский этнограф девятнадцатого века Л.Г. Морган, стреляли из очень тугих луков, тетиву которых могли натянуть только очень сильные мужчины. Тупой конец стрелы был оперен по спирали, и это придавало вращательное движение стрелы в полете, что, в свою очередь, обеспечивало горизонтальное движение и точность попадания. Позднее эту идею использовали конструкторы в винтовом нарезе стволов винтовок. Кроме луков, древние индейцы делали каменные томагавки и боевые дубинки.
Автор этой публикации по специальности не историк, не литератор и не искусствовед. Но он относится к интересующимся историей, литературой и искусством, особенно историей Украины. Анализируя, изучая период так называемой мазеповщины или украинского сепаратизма, автор предлагает исторические параллели этого исследования, которые, возможно, не во всем совпадают с традиционной точкой зрения, разделяемой многими маститыми историками, литераторами, искусствоведами.
По мнению автора, понимание именно этого исторического периода украинской истории, известного почти всей Европе, крайне важно для каждого украинца.
Развитие государства невозможно без национального самоосознания. Подобное самоосознание присуще всем нациям, создавшим свое государство. И Украина не может быть в этом смысле исключением.
От легенды до исторического символа
Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы) неподалеку от Белой Церкви, что на Киевщине, в семье украинской шляхты.
Мать — Мария Магдалина — была образованной, смелой и большой патриоткой Украины. Она до конца дней своих (1707 г.) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 13 лет жизни она была игуменьей Киево-Печерского женского монастыря.
Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства превратит в академию. Любимыми авторами Мазепы были Цицерон, Тит Ливий, Тацит.
По окончании коллегии отец Ивана Мазепы Степан-Адам (довольно деловая фигура в свите гетмана Выговского) посылает сына ко двору польского короля пажем, откуда его как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки.
Стройный, невероятно привлекательный внешне, Иван был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским и французским языками, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи. С юных лет и до поздней старости Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уж о женщинах. Через его жизнь проходит ряд любовных приключений.
Главный герой поэмы Байрона «Мазепа», вспоминая свою молодость, говорит:
Я очень был красив тогда;
Теперь за семьдесят года
Шагнули, — мне ль бояться слов?
Немного мужей и юнцов, —
Вассалов, рыцарей, — со мной
Могли поспорить красотой.
Первые люди жили племенами, общинами. У них были общие жилища, коллективный труд. Так легче было выживать. К тому же, живя общиной, старшие обучали младших изготавливать орудия труда из камня и дерева, охотиться. Знания и умения передавались, таким образом, из поколения в поколение.
Овладение огнем
Человек всегда боролся с природными стихиями. И огонь оказался первой из стихий, покоренной человеком. Лесные пожары, вулканические извержения познакомили людей с огнем. Люди хотели научиться не только противостоять огню, но и научиться использовать его для своей пользы, добывая его искусственным путем. Добывать огонь очень трудно, поэтому его сохраняли, берегли, чтобы избегать каждодневного трудоемкого процесса. Русский путешественник тринадцатого века С.П. Крашенинников, исследуя жизнь древних народов Камчатки, в своей книге описал процесс добывания огня: на сухой дощечке с ямкой крутили палочку до тех пор, пока не появлялся дым и огонь в сухих травинках возле ямки. Эти при древние камчадалы) всегда носили с собой, обернув их в сухую бересту.
Орудие труда и оружие
Орудия труда, оружие и предметы домашнего обихода первобытные люди мастерили из камня, кости и дерева. Основные орудия труда делали из камня, а ими обрабатывали кость и дерево. От камня откалывали куски нужной формы, потом научились шлифовке, но работа таким инструментом все равно шла медленно. Древние люди Камчатки, по свидетельству С.П. Крашенинникова, топоры делали из китовой и оленьей кости или из яшмы в виде клина, привязывая их к кривым топорищам ремнями. Ими они долбили лодки из цельного куска дерева, это занимало около трех лет. Ножи, стрелы, копья, ланцеты мастерили из горного хрусталя. Иглами из собачьих костей шили одежду и обувь. Наличие ланцетов, кстати, свидетельствует о том, что люди даже на ранней стадии своего развития имели представление о медицине. Индейские племена ирокезов, историю которых изучал американский этнограф девятнадцатого века Л.Г. Морган, стреляли из очень тугих луков, тетиву которых могли натянуть только очень сильные мужчины. Тупой конец стрелы был оперен по спирали, и это придавало вращательное движение стрелы в полете, что, в свою очередь, обеспечивало горизонтальное движение и точность попадания. Позднее эту идею использовали конструкторы в винтовом нарезе стволов винтовок. Кроме луков, древние индейцы делали каменные томагавки и боевые дубинки.