Основная причина такой тяжелой катастрофы в период "Актабан шубырынды" для казахов было в том, что: A) Казахское государство защищалось как от джунгар, так и от китайского нашествия
B) Казахское ханство долго оставалось раздробленным государством
C) В этот период, на казахские земли совершали нападение одновременно джунгары и среднеазиатские ханства
D) У казахов не было достаточного количества порохового оружия: ружей и пушек
E) Казахи не смогли выбрать единого главнокомандующего
Самым тяжким последствием фанариотского режима, османского правления в целом, было угнетение на протяжении 274 лет (1538 — 1812) в Пруто-Днестровской Молдове, в Валахии и Запрутской Молдове до 1877 года экономического и культурного потенциала молдаван, изоляция Молдовы от экономического обращения, промышленного прогресса (эпохи), от духовной атмосферы Европы, где просветительско-гуманистическое течение уничтожало обскурантизм и стагнацию прежних веков. Социально-экономическая и духовная изоляция, превращение страны в турецкий келер (амбар), в вотчину, оставленную на произвол выскочек-фанариотов, имели плачевные последствия, обусловив длительный застой Молдовы по сравнению с другими европейскими государствами. Но все имеет свой конец.
Действительность была столь суровой, что даже фанариоты поняли: больше некуда. Обстоятельства заставили наиболее дальновидных из них прибегнуть к определенным преобразованиям. Так, в годы правления К. Маврокордата (1741—1743, 1748—1749) был реформирован правящий класс. 6 апреля 1749 года Великий собор (собрание сословий) Молдовы, созванный К. Маврокордатом, составил Уложение К. Маврокордата, которое упразднило вечинию (зависимость крестьян от феодального хозяина). В том же году К. Маврокордат обнародовал документ, в котором юридическое положение крестьянства было приведено в соответствие с централизованной системой феодальной эксплуатации. В этот же период господарь Гр. II Гика издал закон общего характера для регламентации барщины в Молдове — Уложение Гр. Гикэ.
Несомненной заслугой Вольтера является то, что он по-новому сформулировал требования и задачи историографии. Можно сказать, что именно у Вольтера мы видим впервые отчетливо осознанное представление о научных задачах истории, указание на необходимость изучения не только и не столько церковной и династической истории, но также экономической, культурной и политической истории. Заслуга Вольтера — в резкой и содержательной критике феодального мракобесия, церковных предрассудков, разного рода лженаучных философских «теорий».
Вольтер имеет большие заслуги в распространении естественнонаучных знаний во Франции. Он выступал как сторонник опытного исследования природы, высоко оценивал учение английских материалистов — Бэкона и Локка. Как и остальные французские просветители, Вольтер признавал наивысшей ценностью человеческой деятельности разум и считал возможным переустройство мира на основе его принципов.