В 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. У города Тарусы, ордынцы встретили многочисленную русскую рать, которая отбила все их попытки переправиться через Оку. Тогда войско Орды сожгло город Алексин, перебив его население, однако поход для хана Ахмата окончился провалом[1].
Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде[2]. Согласно Вологодско-Пермской летописи, хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином[3].
В 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. У города Тарусы, ордынцы встретили многочисленную русскую рать, которая отбила все их попытки переправиться через Оку. Тогда войско Орды сожгло город Алексин, перебив его население, однако поход для хана Ахмата окончился провалом[1].
Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка хана Ахмата великому князю Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остаётся предметом дискуссий в академической среде[2]. Согласно Вологодско-Пермской летописи, хан Ахмат в 1480 году в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. На основании, в частности, этого документа, А. А. Горский сделал вывод о прекращении выплаты дани в 1472 году, накануне сражения под Алексином[3].
Дарий I (521 — 486 до Р. Х.). Известен также как
Дарий Гистасп и Дарий Великий, Дарий I захватил трон
Персидского царства после смерти Камбиза И. Хотя он
был Ахеменидом, он происходил из другой ветви
царской семьи в сравнении с Киром и Камбизом, и его
власть признавали не все провинции. Но после того, как
Дарий подавил несколько восстаний, власть его
укрепилась и он обратил свое внимание на расширение
территории державы. В результате его военных кампаний
границы Персии расширились до Дуная на западе и
Инда — на востоке, и он стал правителем крупнейшего
царства, какое когда-либо видел мир. Греко-персидский
конфликт, который продолжался, пока Александр
Македонский не захватил Персию в 330 г. до Р. X., начался,
когда Дарий совершил два похода в Грецию и завоевал
Фракию и Македонию. Войско, отправленное в первый
поход, погибло во время шторма в Эгейском море; во
втором походе армия Дария потерпела поражение от
афинян в знаменитом сражении при Марафоне в 490 г.
доР. Х.
администратор, Дарий многое сделал для
развития ремесел и торговли. Он ввел единую систему
мер и весов. В период его правления был прорыт канал
между Нилом и Красным морем, а также исследован
маршрут из реки Инд в Египет.
Во время правления Дария в персидской архитектуре
был разработан стиль, который просуществовал до
конца династии Ахеменидов. Дарий построил много зданий
в Вавилоне, Экбатанах и Сузах, своей столице. Большая
«царская дорога» соединила Сузы с лидийской столицей
Сардами. Величайшим архитектурным свершением
оказалось строительство Персеполя, новой царской
столицы вместо прежней царской резиденции в Пасаргадах.
Дарий разрешал строительство храмов в Египте и
Иерусалиме, продолжая начатую Киром политику уважения
к религиозным обычаям подданных.