В отношениях с восточно-европейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. В наибольшей степени это проявлялось в деятельности СЭВ, основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был "старшим братом", который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, постоянных технических консультациях, коллективных действиях (например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г.), а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством. В то же время были достигнуты определенные успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточно-европейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах.
Однако советское руководство четко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, предпринимались карательные меры. Так, в 1968 г. ответом правительству Дубчека в Чехословакии па разрешение слишком широкого развития частного предпринимательства и попытку сокращения зависимости от СССР путем сближения с западными странами послужили ввод в страну советских, немецких, болгарских и польских войск и подавление "контрреволюции". Не менее показательны были события в Польше. С кризисом в начале 1970-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 1980-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 1980-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал Войцех Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, "наведения порядка".
В отношениях с восточно-европейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. В наибольшей степени это проявлялось в деятельности СЭВ, основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был "старшим братом", который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, постоянных технических консультациях, коллективных действиях (например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г.), а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством. В то же время были достигнуты определенные успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточно-европейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах.
Однако советское руководство четко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, предпринимались карательные меры. Так, в 1968 г. ответом правительству Дубчека в Чехословакии па разрешение слишком широкого развития частного предпринимательства и попытку сокращения зависимости от СССР путем сближения с западными странами послужили ввод в страну советских, немецких, болгарских и польских войск и подавление "контрреволюции". Не менее показательны были события в Польше. С кризисом в начале 1970-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 1980-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 1980-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал Войцех Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, "наведения порядка".
https://studme.org/171709186141/istoriya/vneshnyaya_politika_sssr_epohu_zastoya_politika_razryadki