С возникновением Арабского Халифата из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная общность - мусульманский мир, сложилось культурное пространство, которое продолжало существовать и после распада государства. Важным инструментом создания единой мусульманской культуры была арабизация. Арабский, язык Корана и язык победителей, стал языком межнационального общения, государственного делопроизводства, науки и литературы. Знание арабского, этой «латыни Востока», давало человеку многочисленные преимущества, открывая возможности для образования, торговли, продвижения по службе.
Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании. Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, «мавританское» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.