По теории литературы и по истории русской литературы учащимся хорошо известны смысл и содержание слова «литература», основные признаки, то, что «литература — это искусство пластического изображения посредством слова» (М.Горький). От того, как учитель преподнесет историю возникновения и основные черты казахской литературы, будет зависеть успех дальнейшей работы. Поэтому вступление к рассказу о казахской письменной литературе особо ответственно и трудно. Введение, которое составляет первый раздел учебника, имеет значение для всего курса истории казахской литературы. Оно ставит задачи охарактеризовать в общей форме те исторические предпосылки, которые подготовили возникновение, движение казахской литературы и те условия, которые определили ее своеобразие и национальное значение. В этой части урока учитель вводит своих слушателей художественную историю жизни казахского народа, показывает яркое воплощение его стремлений чаяний, любовь к Родине, большой вклад в отечественную культуру. Казахская дореволюционная литература замечательна своими демократическими, гуманистическими, просветительскими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, справедливости, тяга к глубокому реализму, Казахская литература складывалась на почве народной словесности, на протяжении ряда столетий.В древности территория Казахстана была населена различными народностями, племенами, у которых была своеобразная самобытная культура. Например, в долине Сырдарьи жид певец, музыкант, сказитель Коркыт, чьи призведения и легенды хранит фольклор казахского многих тюркских народов. Его считают создателем смычкового инструмента кобыза, схожего со скрипкой. На родине легендарного Коркыта сооружен своеобразный памятник. Напоминающий очертаниями кобыз, он при порывах ветра издает мелодичные звуки, свойственные этому инструменту. На территории Казахстана были города Отрар, Тараз, Сарай, Баласагун. В Отраре жил и творил известный ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (840-950), писавший свои труды на арабском языке. В Х-XII веках развивалась культура народов, населявших территорию Казахстана. Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. Установлено, в создании памятников «Огузнаме» (XIII «Муххабат-наме» (XIV в.) наряду с другими восточными народами участвовали и казахские племена, о чем свидетельствует наличие в них только казахских слов и крылатых выражений, но близость ряда повествований к традиции устной национальной поэзии. Процессу сложения казахской народности возникновение первых казахских ханств в XV веке. В этот же период наряду с фольклором начинает складываться письменная поэзия. Приступая изучению одного из первых представителей казахской письменной литературы XVIII века Бухара-жыраy Калкама-нова (1693-1787), преподаватель должен обратить внимание учащихся на сложность исторической общественно-политической обстановки казахской степи. Сложность эта выражалась в раздробленности казахской земли на отдельные ханства, в отсутствии единства между многочисленными родами и племенами, во вражде между ними, в постоянной угрозе захвата земель со стороны джунгарских завоевателей-все это выдвинуло на первый план мысль о необходимости единства казахских родов и племен, порождало идею согласия, проблему взаимоотношений ханской власти и народа. Основным выражением этих идей стали страстные, призывные стихи-обращения, стихи-размышления Бухара-жырау Калкаманова.
Археологический материал дает богатые и разнообразные памятники религии эпохи бронзы и железа. В большинстве случаев эти памятники относятся к народам классической древности, с которыми мы познакомимся в дальнейшем более подробно. А пока рассмотрим в самых общих чертах историю религий в эпоху раннего металла в Европе. Погребальный культ в бронзовую эпоху стал еще более сложным и разнообразным, чем в эпоху неолита. В нем уже отражалось классовое расслоение общества. Особенно пышными были погребальные обряды вождей, князей, царей; в их могилы клали множество ценностей, убитых коней, иногда и людей -- для сопровождения покойника в загробный мир; над их гробницами насыпали большие курганы, ставили надгробные памятники. Погребения рядовых членов племени были гораздо скромнее. В эту эпоху широко распространяется обычай трупосожжения, что, по-видимому, объясняется усложнением представлений о загробном мире. Ориентировка могил по сторонам света говорит о связи погребального культа с космическими представлениями и с почитанием солнца. Такую связь можно видеть и в больших мегалитических сооружениях -- кромлехах. Из них особенно известен так называемый Стонхендж (Stonehenge) в графстве Уильтшир (Англия) -- огромный комплекс мегалитов в виде круга 90 метров в диаметре (впрочем, древнейшие части памятника относятся еще к неолиту). Это сооружение одни ученые (Вильке, например) определяют как своего рода храм солнца, другие (Эванс, Шухардт) -- как надмогильный памятник. Оба эти мнения не исключают друг друга, ибо основаны на реальных фактах: ориентировка и расположение частей Стонхенджа (главная ось всего сооружения направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния) говорят о том, что он имел какое-то отношение к наблюдениям за солнцем, в то же время под этим комплексом и другими аналогичными памятниками обнаружены захоронения.
Солярный культ
О распространении солярного культа в период бронзы свидетельствуют и другие находки. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т. п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми, с солнечным диском на ней (Трундгольм, Скандинавия), бронзовая фигура лошади с дисками под ногами и над ней (Теруэль, Испания), диск на колесах (наскальный рисунок из Богуслена, Швеция). Культ солнца в эпоху бронзы был, очевидно, порожден ростом земледельческого хозяйства, ибо солнце, по народным наблюдениям, главный податель плодородия. С другой стороны, в этом культе отразилось социальное расслоение -- выделение родоплеменной аристократии, которая, как можно думать на основании этнографических ан
По теории литературы и по истории русской литературы учащимся хорошо известны смысл и содержание слова «литература», основные признаки, то, что «литература — это искусство пластического изображения посредством слова» (М.Горький). От того, как учитель преподнесет историю возникновения и основные черты казахской литературы, будет зависеть успех дальнейшей работы. Поэтому вступление к рассказу о казахской письменной литературе особо ответственно и трудно. Введение, которое составляет первый раздел учебника, имеет значение для всего курса истории казахской литературы. Оно ставит задачи охарактеризовать в общей форме те исторические предпосылки, которые подготовили возникновение, движение казахской литературы и те условия, которые определили ее своеобразие и национальное значение. В этой части урока учитель вводит своих слушателей художественную историю жизни казахского народа, показывает яркое воплощение его стремлений чаяний, любовь к Родине, большой вклад в отечественную культуру. Казахская дореволюционная литература замечательна своими демократическими, гуманистическими, просветительскими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, справедливости, тяга к глубокому реализму, Казахская литература складывалась на почве народной словесности, на протяжении ряда столетий.В древности территория Казахстана была населена различными народностями, племенами, у которых была своеобразная самобытная культура. Например, в долине Сырдарьи жид певец, музыкант, сказитель Коркыт, чьи призведения и легенды хранит фольклор казахского многих тюркских народов. Его считают создателем смычкового инструмента кобыза, схожего со скрипкой. На родине легендарного Коркыта сооружен своеобразный памятник. Напоминающий очертаниями кобыз, он при порывах ветра издает мелодичные звуки, свойственные этому инструменту. На территории Казахстана были города Отрар, Тараз, Сарай, Баласагун. В Отраре жил и творил известный ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (840-950), писавший свои труды на арабском языке. В Х-XII веках развивалась культура народов, населявших территорию Казахстана. Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. Установлено, в создании памятников «Огузнаме» (XIII «Муххабат-наме» (XIV в.) наряду с другими восточными народами участвовали и казахские племена, о чем свидетельствует наличие в них только казахских слов и крылатых выражений, но близость ряда повествований к традиции устной национальной поэзии. Процессу сложения казахской народности возникновение первых казахских ханств в XV веке. В этот же период наряду с фольклором начинает складываться письменная поэзия. Приступая изучению одного из первых представителей казахской письменной литературы XVIII века Бухара-жыраy Калкама-нова (1693-1787), преподаватель должен обратить внимание учащихся на сложность исторической общественно-политической обстановки казахской степи. Сложность эта выражалась в раздробленности казахской земли на отдельные ханства, в отсутствии единства между многочисленными родами и племенами, во вражде между ними, в постоянной угрозе захвата земель со стороны джунгарских завоевателей-все это выдвинуло на первый план мысль о необходимости единства казахских родов и племен, порождало идею согласия, проблему взаимоотношений ханской власти и народа. Основным выражением этих идей стали страстные, призывные стихи-обращения, стихи-размышления Бухара-жырау Калкаманова.
Археологический материал дает богатые и разнообразные памятники религии эпохи бронзы и железа. В большинстве случаев эти памятники относятся к народам классической древности, с которыми мы познакомимся в дальнейшем более подробно. А пока рассмотрим в самых общих чертах историю религий в эпоху раннего металла в Европе. Погребальный культ в бронзовую эпоху стал еще более сложным и разнообразным, чем в эпоху неолита. В нем уже отражалось классовое расслоение общества. Особенно пышными были погребальные обряды вождей, князей, царей; в их могилы клали множество ценностей, убитых коней, иногда и людей -- для сопровождения покойника в загробный мир; над их гробницами насыпали большие курганы, ставили надгробные памятники. Погребения рядовых членов племени были гораздо скромнее. В эту эпоху широко распространяется обычай трупосожжения, что, по-видимому, объясняется усложнением представлений о загробном мире. Ориентировка могил по сторонам света говорит о связи погребального культа с космическими представлениями и с почитанием солнца. Такую связь можно видеть и в больших мегалитических сооружениях -- кромлехах. Из них особенно известен так называемый Стонхендж (Stonehenge) в графстве Уильтшир (Англия) -- огромный комплекс мегалитов в виде круга 90 метров в диаметре (впрочем, древнейшие части памятника относятся еще к неолиту). Это сооружение одни ученые (Вильке, например) определяют как своего рода храм солнца, другие (Эванс, Шухардт) -- как надмогильный памятник. Оба эти мнения не исключают друг друга, ибо основаны на реальных фактах: ориентировка и расположение частей Стонхенджа (главная ось всего сооружения направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния) говорят о том, что он имел какое-то отношение к наблюдениям за солнцем, в то же время под этим комплексом и другими аналогичными памятниками обнаружены захоронения.
Солярный культ
О распространении солярного культа в период бронзы свидетельствуют и другие находки. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т. п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми, с солнечным диском на ней (Трундгольм, Скандинавия), бронзовая фигура лошади с дисками под ногами и над ней (Теруэль, Испания), диск на колесах (наскальный рисунок из Богуслена, Швеция). Культ солнца в эпоху бронзы был, очевидно, порожден ростом земледельческого хозяйства, ибо солнце, по народным наблюдениям, главный податель плодородия. С другой стороны, в этом культе отразилось социальное расслоение -- выделение родоплеменной аристократии, которая, как можно думать на основании этнографических ан
Объяснение: