Государственный строй государства. система государственных органов власти древней руси. правовое положение населения киевской руси
государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. выполняли князья и судебные функции. власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.
при великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. основу военной организации составляла княжеская i дружина. дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. первоначально владимир святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.
первоначально существовала десятичная система . впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. изначально десятичная система не отделяла центральное от местного, позже такая дифференциация возникает.
в центральном складывается дворцово-вотчинная система – соединение великокняжеским дворцом с государственным . со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы , связанные с их первоначальной деятельностью.
на местах удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.
специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. однако имелись специальные должностные лица, в осуществлении правосудия, например вирники. судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.
правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. за посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.
основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. вервь была связана круговой порукой, системой .
феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную и в силу этого обязаны были работать на хозяина.
существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». челядь была почти полностью бесправной, правда приравнивает ее к скоту.
Первое раннеклассовое государство на территории Японии образовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным главой государства).
Сначала XVII в., с установлением сегуната Токугава, Япония оказалась закрытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г., когда Япония подписала с США договор, открыв для американских кораблей ряд портов. Аналогичные договоры были заключены с некоторыми другими странами, в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885г.).
По первому российско-японскому договору граница между двумя странами была проведена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин остался в совместном владении (Россия получила его в полное владение по договору с Японией через 20 лет, уступив взамен Японии все Курильские острова).
Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после революции 1867 - 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. - Южный Сахалин. Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 - 1922гг. закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Маньчжурию, в 1937г. начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе 1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США, Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж. Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа, демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее 1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене. Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисским мирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически продлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в ООН[1] , участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровой войны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущих развитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими странами, особенно со странами АСЕАН[2] , с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г. состоялся первый визит императора Японии в КНР.
государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. выполняли князья и судебные функции. власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.
при великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. основу военной организации составляла княжеская i дружина. дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. первоначально владимир святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.
первоначально существовала десятичная система . впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. изначально десятичная система не отделяла центральное от местного, позже такая дифференциация возникает.
в центральном складывается дворцово-вотчинная система – соединение великокняжеским дворцом с государственным . со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы , связанные с их первоначальной деятельностью.
на местах удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.
специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. однако имелись специальные должностные лица, в осуществлении правосудия, например вирники. судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.
правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. за посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.
основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. вервь была связана круговой порукой, системой .
феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную и в силу этого обязаны были работать на хозяина.
существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». челядь была почти полностью бесправной, правда приравнивает ее к скоту.
Первое раннеклассовое государство на территории Японии образовалось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей – сегунов (император оставался религиозным главой государства).
Сначала XVII в., с установлением сегуната Токугава, Япония оказалась закрытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853г., когда Япония подписала с США договор, открыв для американских кораблей ряд портов. Аналогичные договоры были заключены с некоторыми другими странами, в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885г.).
По первому российско-японскому договору граница между двумя странами была проведена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин остался в совместном владении (Россия получила его в полное владение по договору с Японией через 20 лет, уступив взамен Японии все Курильские острова).
Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после революции 1867 - 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. - Южный Сахалин. Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 - 1922гг. закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Маньчжурию, в 1937г. начали войну против Китая.
Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конечном счете потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе 1945г. В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США, Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Юж. Сахалин и переданы Курильские острова.
В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.
Конституция 1947г. провозгласила суверенную власть народа, демократические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония отказывалась от применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономического развития страны, выведшего ее в число ведущих государств мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической стабильности.
В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее 1950 - 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене. Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-Францисским мирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии свои вооруженные силы и создавать военные базы.
В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически продлевается.
Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в ООН[1] , участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровой войны были направлены за пределы страны.
Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущих развитых стран мира.
Большое значение придает Япония развитию отношений с азиатскими странами, особенно со странами АСЕАН[2] , с которыми стремится укрепить как экономические, так и политические связи. В системе внешнеполитических приоритетов Японии видное место занимают отношения с КНР. В октябре 1992г. состоялся первый визит императора Японии в КНР.