Воронежская земля сыграла значительную роль в летописи истории России. Самые древние находки, свидетельствующие о жизни человека на данной территории, относятся к периоду от 45 до 20 тысячелетней давности. Можно с полной уверенностью утверждать, что именно здесь находилась колыбель индоевропейской цивилизации. Древнейший монастырь на российской земле - Свято обитель появился здесь задолго до крещения Руси. Ныне обитель находится на территории села Костомарово и является своеобразной "Русской Палестиной".
На общем фоне представителей рода Рюрика выделяется личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
По сообщению «Повести временных лет», родился князь за год до смерти Ярослава Мудрого, в 1053 году.
Во многом он характеризуется из его собственных воспоминаний (так называемое «Поучение Мономаха», оставленное им своим сыновьям перед смертью). Несомненно, на его описание в летописях повлияло то, что и он, и его сын Мстислав внимательно относились к работе летописцев. Но даже если опустить все эмоциональные и заведомо комплиментарные слова в адрес этого князя и анализировать только факты его жизни, все равно встает образ необычайно привлекательного благородного человека, дальновидного политика и смелого талантливого военачальника. Он не идеален, но кто из живших на этом свете без греха?
О его внешности осталось следующее описание, принадлежащее В.Н. Татищеву: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. В воинстве вельми храбр и хитр ко устроению войск... Сей великий князь всех русских князей себе покорил, так что во время его владения ни единой не смел на другого воевать или ему воспротивиться, но все яко отца почитали, а половцы не смели ни одново нападения в пределы русские учинить».
Трудно согласиться с несправедливой оценкой Владимира Мономаха как лицемерного и честолюбивого демагога, которую можно встретить у Б.А. Рыбакова.
Он не ввязался в спор со своим двоюродным братом Святополком Изяславичем за киевский престол. Сохранились слова Мономаха по этому поводу о том, что это привело бы к кровопролитию и смуте в Русском государстве: «Аще сяду на столе отца своего, то имам рать со Святополком взяти, яко есть стол преж от отца его был» (Если займу трон своего отца, то будет война со Святополком, поскольку его отец прежде [моего отца] занимал трон»).
Причина уступчивости Мономаха была в том, что Святослав, отец Святополка, владел Киевом раньше отца Мономаха. Поэтому и Святополк имел право занять киевский престол прежде Владимира Всеволодовича. Этот исторический факт говорит о том, что мир и спокойствие в Русской земле для него были дороже собственного честолюбия. Хотя объективно Мономах был несравненно более и авторитетным правителем.
На общем фоне представителей рода Рюрика выделяется личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
По сообщению «Повести временных лет», родился князь за год до смерти Ярослава Мудрого, в 1053 году.
Во многом он характеризуется из его собственных воспоминаний (так называемое «Поучение Мономаха», оставленное им своим сыновьям перед смертью). Несомненно, на его описание в летописях повлияло то, что и он, и его сын Мстислав внимательно относились к работе летописцев. Но даже если опустить все эмоциональные и заведомо комплиментарные слова в адрес этого князя и анализировать только факты его жизни, все равно встает образ необычайно привлекательного благородного человека, дальновидного политика и смелого талантливого военачальника. Он не идеален, но кто из живших на этом свете без греха?
О его внешности осталось следующее описание, принадлежащее В.Н. Татищеву: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. В воинстве вельми храбр и хитр ко устроению войск... Сей великий князь всех русских князей себе покорил, так что во время его владения ни единой не смел на другого воевать или ему воспротивиться, но все яко отца почитали, а половцы не смели ни одново нападения в пределы русские учинить».
Трудно согласиться с несправедливой оценкой Владимира Мономаха как лицемерного и честолюбивого демагога, которую можно встретить у Б.А. Рыбакова.
Он не ввязался в спор со своим двоюродным братом Святополком Изяславичем за киевский престол. Сохранились слова Мономаха по этому поводу о том, что это привело бы к кровопролитию и смуте в Русском государстве: «Аще сяду на столе отца своего, то имам рать со Святополком взяти, яко есть стол преж от отца его был» (Если займу трон своего отца, то будет война со Святополком, поскольку его отец прежде [моего отца] занимал трон»).
Причина уступчивости Мономаха была в том, что Святослав, отец Святополка, владел Киевом раньше отца Мономаха. Поэтому и Святополк имел право занять киевский престол прежде Владимира Всеволодовича. Этот исторический факт говорит о том, что мир и спокойствие в Русской земле для него были дороже собственного честолюбия. Хотя объективно Мономах был несравненно более и авторитетным правителем.