Во времена Чингисхана монголы еще не знали письменности. Основными источниками наших знаний о жизни одного из величайших полководцев в истории является «Сокровенное сказание», а также написанное гораздо позже «Золотое сказание» («Алтан тобчи»). Достоверность изложенных в них событий трудно подтвердить или опровергнуть. Кроме того, существуют записи в китайских, русских, грузинских, армянских, арабских и персидских летописях, а также чрезвычайно интересные записки европейских и арабских путешественников и историков — Виллема де Рубрука, Плано Карпини, Одорика де Порденоне, Марко Поло, Рашид ад-Дина, Ибн аль-Асира, Джувейни и др. Ценные материальные свидетельства о жизни монголов во времена Чингисхана и его наследников получены в результате раскопок погибших в результате монгольских завоеваний городов государства тангутов Западного Ся (Си-Ся). Возможно, что важные сведения имеются в нерасшифрованных окончательно до сих пор летописях Си-Ся. По мере развития дальневосточной археологии возможны новые сенсационные открытия.
Ранние годы
Темучин происходил из мелкой родоплеменной знати северной Монголии. Он был старшим сыном Есугея Баатура из рода Борджигина и Ойлун из племени онгхиратов. Отец к середине 12 века создал в долине реки Онон сравнительно самостоятельное феодально-племенное владение. В 1164 он отправился к одному из вождей онгхиратов Дэю Сетчэну, дочь которого Бортэ успешно просватал за своего сына, оставив его в этом племени. На обратном пути Есугей умер (согласно «Сокровенному сказанию», отравлен встреченными татарами), его удел распался, а семья впала в бедность. После смерти отца Темучина забрали из племени онгхиратов. Ок. 6 лет спустя после смерти отцавождь онгхиратов сдержал свое слово и выдал Бортэ за Темучина, дав за ней богатое приданое — соболью шубу. Впоследствии у Темучина было много других жен и наложниц, но Бортэ навсегда сохранила свое влияние.
Возвышение
Пользуясь прежними родственными связями в племени тайчжиутов и в роде Борджигин Темучин постепенно стал собирать вокруг себя воинов (нукеров). Он сумел обратить на себя внимание главы кераитов (в то время весьма влиятельное племя, исповедующее христианство в форме несторианства) Ванхана, в знак дружбы и признания себя вассалом подарив ему шубу Бортэ. Темучин начал создание самостоятельного удела. После гибели Ванхана он вступает в борьбу со своим прежним сторонником, также представителем монгольской родоплеменной знати, Джамухой, которого разбивает в бою и казнит в 1201. Он присваивает себе владение Джамухи, воспользовавшись неладами среди родственников и окружения Ванхана. В 1206, уже истребив всех своих мощных противников, Темучин собирает курилтай у истоков реки Онон, где его нарекли кааном, посадив под девятибунчужное белое знамя. С этого времени его именуют Чингисханом.
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.
Во времена Чингисхана монголы еще не знали письменности. Основными источниками наших знаний о жизни одного из величайших полководцев в истории является «Сокровенное сказание», а также написанное гораздо позже «Золотое сказание» («Алтан тобчи»). Достоверность изложенных в них событий трудно подтвердить или опровергнуть. Кроме того, существуют записи в китайских, русских, грузинских, армянских, арабских и персидских летописях, а также чрезвычайно интересные записки европейских и арабских путешественников и историков — Виллема де Рубрука, Плано Карпини, Одорика де Порденоне, Марко Поло, Рашид ад-Дина, Ибн аль-Асира, Джувейни и др. Ценные материальные свидетельства о жизни монголов во времена Чингисхана и его наследников получены в результате раскопок погибших в результате монгольских завоеваний городов государства тангутов Западного Ся (Си-Ся). Возможно, что важные сведения имеются в нерасшифрованных окончательно до сих пор летописях Си-Ся. По мере развития дальневосточной археологии возможны новые сенсационные открытия.
Ранние годы
Темучин происходил из мелкой родоплеменной знати северной Монголии. Он был старшим сыном Есугея Баатура из рода Борджигина и Ойлун из племени онгхиратов. Отец к середине 12 века создал в долине реки Онон сравнительно самостоятельное феодально-племенное владение. В 1164 он отправился к одному из вождей онгхиратов Дэю Сетчэну, дочь которого Бортэ успешно просватал за своего сына, оставив его в этом племени. На обратном пути Есугей умер (согласно «Сокровенному сказанию», отравлен встреченными татарами), его удел распался, а семья впала в бедность. После смерти отца Темучина забрали из племени онгхиратов. Ок. 6 лет спустя после смерти отцавождь онгхиратов сдержал свое слово и выдал Бортэ за Темучина, дав за ней богатое приданое — соболью шубу. Впоследствии у Темучина было много других жен и наложниц, но Бортэ навсегда сохранила свое влияние.
Возвышение
Пользуясь прежними родственными связями в племени тайчжиутов и в роде Борджигин Темучин постепенно стал собирать вокруг себя воинов (нукеров). Он сумел обратить на себя внимание главы кераитов (в то время весьма влиятельное племя, исповедующее христианство в форме несторианства) Ванхана, в знак дружбы и признания себя вассалом подарив ему шубу Бортэ. Темучин начал создание самостоятельного удела. После гибели Ванхана он вступает в борьбу со своим прежним сторонником, также представителем монгольской родоплеменной знати, Джамухой, которого разбивает в бою и казнит в 1201. Он присваивает себе владение Джамухи, воспользовавшись неладами среди родственников и окружения Ванхана. В 1206, уже истребив всех своих мощных противников, Темучин собирает курилтай у истоков реки Онон, где его нарекли кааном, посадив под девятибунчужное белое знамя. С этого времени его именуют Чингисханом.
Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.