Особливості здобуття освіти та розвитку духовного життя у грецьких містах – полісах Північного Причорномор’я. Чи схожа ця система виховання на грецьку, чим
Яблоко раздора - причина ссоры, вражды. на свадьбе пелея и морской нимфы фетиды богиня раздора эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью "прекраснейшей". по совету зевса богини гера, афина и афродита призвали париса выбрать из них прекраснейшую: гера пообещала ему власть над миром, афина - военную славу, афродита - самую красивую женщину на земле. парис вручил яблоко афродите, которая ему увезти прекрасную елену в трою, что послужило поводом к троянской войне. отвергнутые гера и афина выступили на стороне ахейцев. желтая пресса.рассказывают, что лет семьдесят назад одна американская газета пленила публику картинками, изображавшими невероятные приключения малыша, одетого в желтую рубашку. соперничая с ней, другая газета тоже пустила на свои страницы такого же желтого мальчугана. возникли спор и судебное дело между редакциями о праве на изображение желтого мальчика. в одном из журналов появилась негодующая статья, в которой печать, не стесняющаяся подобными способами "завоевывать" читателя, впервые была названа "желтой". кличка привилась, и теперь "желтая пресса" означает всякую продажную газету, готовую действовать нечистыми способами, угождая читателям нелепыми бреднями, потворствуя плохим вкусам публики. нить ариадны. означает выход из какой-либо трудной, запутанной ситуации. выражение возникло из древнегреческого мифа о золотом руне, когда ариадна дала своему возлюбленному клубок ниток, чтобы он мог найти выход из лабиринта. каинова печать. в библейском мифе каин — один из сыновей и евы; после того как он убил своего брата авеля (это было первое убийство на земле), бог сделал ему «знамение». имя «каин», ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. возникшее отсюда же выражение «каинова печать» употребляется в значении: клеймо преступления. прокрустово ложе - ложе, на которое великан - разбойник прокруст насильно укладывал путников: тем, кому ложе было коротко, ноги; тех, кому было длинно, вытягивал. в переносном смысле - искусственная мерка, не соответствующая сущности явления. пиррова победа эпирский царь пирр в 279 г. до н. э. одержал победу над римлянами в битве при аускуле. но победа эта, как рассказывает плутарх (в жизнеописании пирра) и другие древние , стоила пирру таких больших потерь в войске, что он воскликнул: «еще одна такая победа, и мы погибли! » действительно, в следующем, 278 году римляне разбили пирра. отсюда возникло выражение «пиррова победа» в значении: сомнительная победа, не оправдывающая понесенных за нее жертв
Ксередине xii века киевская русь разделилась на 15 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением. девять княжеств собственными домами. в конце xi века за сыновьями старшего внука ярослава мудрого ростислава владимировича закрепились перемышльская и теребовальская волости, позже объединившиеся в галицкое княжество (достигшее расцвета в правление ярослава осмомысла) . в черниговском княжестве с 1127 правили сыновья давыда и олега святославичей (впоследствии только ольговичи) . в отделившемся от него муромском княжестве правил их дядя ярослав святославич. позже из состава муромского княжества выделилось княжество рязанское. в ростово-суздальской земле закрепились потомки сына владимира мономаха юрия долгорукого. смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука владимира мономаха ростислава мстиславича. в волынском княжестве стали править потомки другого внука мономаха — изяслава мстиславича. во второй половине xii века за потомками князя святополка изяславича закрепляется турово-пинское княжество. четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. не стало отчиной переяславское княжество, которым на протяжении xii века владели соперничающие ветви мономаховичей. киевский и новгородский столы сохраняли значение: на них претендовали все сильные князья. киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. во второй половине xii века борьба за него шла в основном между мономаховичами и ольговичами. необычная ситуация была в новгороде. здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. в 1136 году мономахович всеволод мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. новгород стал аристократической республикой. боярство приглашало князей лишь для выполнения некоторых исполнительных функций, а также для усиление новгородского ополчения княжескими дружинниками. схожий порядок установился в пскове, который к середине xiii века стал автономным от новгорода. периферийное тмутараканское княжество в начале xii века прекратило своё существование, пав под ударами половцев либо попав под суверенитет византии. первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины владимира i святославича. владимир страной, рассадив своих 12 сыновей по основным . старший сын ярослав, посаженный в новгород, уже при жизни отца отказался посылать в киев дань. когда владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме ярослава и мстислава тмутараканского. два брата поделили русь по днепру. только в 1036 после смерти мстислава ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося полоцкого княжества, где с конца x века утвердились потомки другого сына владимира — изяслава. после смерти ярослава в 1054 три его старших сына разделили русь на три части. старшему изяславу отошли киев и новгород, святославу — чернигов, всеволоду — переяславль, ростов и суздаль. двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти — вячеслава в 1057, игоря — в 1060, — присвоили себе их владения. взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным» , то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. они становились изгоями,