В первой половине XVII в. усложнились взаимоотношения Речи Посполитой с южными соседками — Австрией и Молдавией. Также границы страны постоянно нарушали крымские татары, зависимые от Османской империи. Для защиты от набегов крымчаков и турок короли Речи Посполитой стали использовать украинских казаков.Историческая справкаКазаки - свободные люди, происходившие от турок и славян. В XVI в. они стали отдельным сословием. Их отличали две особенности: православная вера и двуязычие. Сигизмунд I Старый приказал записать казаков в специальное войско (реестр) с центром в Запорожской Сечи для защиты страны. Из-за нехватки денег в государственной казне реестр постоянно распадался. Стефан Баторий в 1582 г. освободил казаков от налогов, подчинил их только королевской власти, позволил иметь собственный суд. С1628 г. казаки стали избирать в Запорожской Сечи своего гетмана.В конце жизни король Владислав IV Ваза задумал план большой войны с Турцией. Важная роль в ней отводилась украинским казакам. Король обещал им дать отдельную территорию для казацкого государства и увеличить реестр до 20 тыс. человек. Против планов монарха выступили магнаты и зажиточная шляхта. На сейме 1646 г. шляхетские послы обвинили Владислава IV в намерении установить абсолютную монархию и стали угрожать ему рокошем. Король вынужден был отказаться от своих планов.Однако украинские казаки продолжали готовиться к войне, направленной уже не против Турции и Крымского ханства, а против польской шляхты, католического духовенства и евреев. В этом казаков поддержали широкие слои украинского населения, прежде всего крестьяне и мещане. Они были недовольны распространением польского землевладения, увеличением феодальных повинностей, насаждением католичества. Уже в первой половине XVII в. Украину потрясли народные восстания. Они переросли в национально-освободительную казацко-крестьянскую войну под руководством Богдана Хмельницкого. Современные украинские историки называют эти события «освободительной войной украинского народа против польского господства».
В)Москва В 15 веке Византия исчезает. Не есть ли падение Константинополя кара за провалившееся предательство во Флоренции? Не является ли переход короны «василевса» к князю российских земель небесным благословением законного наследника православного царства, царя всех христиан? Иван III вступает в брак с племянницей последнего василевса и передает Москве герб святой Руси: двуглавый орел покидает берега Босфора и простирает свои крылья над степями необъятной России. Сердце национальной жизни бьется именно в Церкви, она осознает свое новое достоинство, вдохновляет народ, и тот в предельном усилии сбрасывает языческое иго и навсегда изгоняет татарские орды. Устами монаха Филофея народное сознание перемещает духовный центр мира в Москву; в то время как два Рима (Рим и Константинополь) пали, третий – Москва – стоит, а четвертому не бывать.[3] Это отрицание «четвертого» определенно обозначает у Филофея эсхатологическую перспективу: Москва знаменует наступление последних времен. В Константинополе падает крест с храма святой Софии, Московский храм наследует титул «соборного», и из того же духовного принципа исходит истинное значение вселенского титула «царь». В 1557 году Иван Грозный утвержден Востоком в этом достоинстве. А в 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия возводит митрополита Иова в сан патриарха Московского и всея Руси.[4]
В 15 веке Византия исчезает. Не есть ли падение Константинополя кара за провалившееся предательство во Флоренции? Не является ли переход короны «василевса» к князю российских земель небесным благословением законного наследника православного царства, царя всех христиан? Иван III вступает в брак с племянницей последнего василевса и передает Москве герб святой Руси: двуглавый орел покидает берега Босфора и простирает свои крылья над степями необъятной России. Сердце национальной жизни бьется именно в Церкви, она осознает свое новое достоинство, вдохновляет народ, и тот в предельном усилии сбрасывает языческое иго и навсегда изгоняет татарские орды. Устами монаха Филофея народное сознание перемещает духовный центр мира в Москву; в то время как два Рима (Рим и Константинополь) пали, третий – Москва – стоит, а четвертому не бывать.[3] Это отрицание «четвертого» определенно обозначает у Филофея эсхатологическую перспективу: Москва знаменует наступление последних времен. В Константинополе падает крест с храма святой Софии, Московский храм наследует титул «соборного», и из того же духовного принципа исходит истинное значение вселенского титула «царь». В 1557 году Иван Грозный утвержден Востоком в этом достоинстве. А в 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия возводит митрополита Иова в сан патриарха Московского и всея Руси.[4]