Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ. Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.). Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности). Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины). В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре. При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.
Отсутствие положительной стратегии перестройки. Было ясно, что дальше по-прежнему жить нельзя, но не были понятны цели, которые предполагалось достчь, было неясно, в каком порядке двигаться к желаемому, в какие сроки, с какими силами и ресурсами, а также в каких именно условиях. Отсутствовала государственная, партийная, идеологическая, а в самой большой мере - экономическая стратегия, не говоря уже о том, что не было стратегии и у самих лидеров перестройки. Причем дело происходило на фоне хаоса, отсутствия реалистической политики, дестабилизации государства и общества, понижения уровня благосостояния народа и разгула сил реставрации. Так, по одному самоироничному замечанию, самоубийство перестройки было запрограммировано еще в момент ее рождения.
Отсутствие адекватного определения времени, потребного для реформирования социализма - т. е. как конкретного, так и исторического времени. В 1987г. М. С. Горбачев попросил советский народ запастись терпением на два года. Популярнейший проект экономической реформы в СССР носил название "500 дней". Для сравнения укажу, что Дэн Сяопин определил вековой срок в качестве времени, за которое предполагается создать основы китайского социализма. Понятно отсюда, что перестройка представлялась в форме общеоздоровительной терапевтической процедуры, а не как тяжелый и многосложный процесс. Таким образом, была не только предустановлена, но даже и предопределена невозможность успешно решать экономические, технические, политические и идеологические проблемы социализма.
Переоценка достигнутой степени развития социализма в СССР и недооценка возможности реставрации. Иначе говоря - слабина конкретно-исторического мышления. Достижение реального социализма, благодаря которым отсталая Россия превратилась в одну из двух сверхдержав, обеспечила народу большие социальные блага. Следует подчеркнуть, что главным достижением реального социализма стало обеспечение всеобщего блага. Это достижение особенно осознается теперь на фоне жуткой массовой нищеты и баснословного богатства немногих.
Но за 70 или 45 лет невозможно было настолько "переделать" историю, чтобы в ней осталось одно только позитивное и не исчезли негативные пережитки, традиции, нравы, национальные и социальные противоречия. Перестройка оказалась исторически слепоглухонемой.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.
Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).
В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.
При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.
Отсутствие адекватного определения времени, потребного для реформирования социализма - т. е. как конкретного, так и исторического времени. В 1987г. М. С. Горбачев попросил советский народ запастись терпением на два года. Популярнейший проект экономической реформы в СССР носил название "500 дней". Для сравнения укажу, что Дэн Сяопин определил вековой срок в качестве времени, за которое предполагается создать основы китайского социализма. Понятно отсюда, что перестройка представлялась в форме общеоздоровительной терапевтической процедуры, а не как тяжелый и многосложный процесс. Таким образом, была не только предустановлена, но даже и предопределена невозможность успешно решать экономические, технические, политические и идеологические проблемы социализма.
Переоценка достигнутой степени развития социализма в СССР и недооценка возможности реставрации. Иначе говоря - слабина конкретно-исторического мышления. Достижение реального социализма, благодаря которым отсталая Россия превратилась в одну из двух сверхдержав, обеспечила народу большие социальные блага. Следует подчеркнуть, что главным достижением реального социализма стало обеспечение всеобщего блага. Это достижение особенно осознается теперь на фоне жуткой массовой нищеты и баснословного богатства немногих.
Но за 70 или 45 лет невозможно было настолько "переделать" историю, чтобы в ней осталось одно только позитивное и не исчезли негативные пережитки, традиции, нравы, национальные и социальные противоречия. Перестройка оказалась исторически слепоглухонемой.