При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов. Разъяренная толпа язычников убила их обоих. Как говорится, кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство».
Понять христианство, отступить от язычества князю Владимиру было легче, потому что он, по словам Митрополита Илариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
Принято считать, что князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). По другой версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь город Васильков). Подтверждение второй версии мы находим у монаха Иакова и преподобного Нестора, которые указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил ещё 28 лет (987); на третий год после Крещения (989) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство».
Рим погубило то, что он и породил: рабство, бюрократия, коррупция... Однако поподробнее на каждом моменте:
1. Ведение хозяйства было главнейшим (наряду с ремеслом) занятием на Апеннинском полуострове. Однако уже ближе к 3-4 веку до н.э. вследствие активной экспансии Рима стало появляться огромное количество рабов, которых и заставили работать на полях. Ситуация осложнилась и тем, что богатые патриции в отсутствии плебеев, служивших в легионах, скупали/отнимали (зачастую незаконно) их земли, в результате чего огромное количество работо населения после демобилизации оказалось не у дел и направилось в Рим (именно в город), где со временем им назначили хлебный паек. И получилось так, что на полях работали рабы, а граждане вместо привычной работы нищенствовали в городах, что привело к утрате трудолюбия.
2. Далее, в результате многовековой экспансии Рима в империю потоком шли различные богатства, обеспечившие роскошь среди населения и привившее ему отвращение к работе и труду (как и в пункте 1). Это привело к тому, что в легионы записывалось всё меньше и меньше бое мужчин, а те, что всё же были, к 4-5 векам уже не являлись теми легионерами, покоряли Галлию для Цезаря или же сражавшихся по всей ойкумене во имя императора; так, у солдат 4-5 веков не было ни доспехов (лорики), ни шлемов, а единое вооружение (скутум, гладий, пилум) и тактические построения канули в лету. Это сказалось на военной мощи империи. Свидетельство историка Вегеция: "...с появлением небрежности и стремления к безделью стали считать, что оружие очень тяжело. Поэтому воины стали требовать от императора сначала относительно панцирей, а затем и шлемов отказаться. Но в столкновении с готами, когда наши воины шли с незащищенной грудью и с открытыми головами, они не раз погибали..."
3. Вследствие того, что в ряды не набиралось должное количество людей, а на границах было неспокойно, в ряды имперских войск стали приглашать варваров. Варваризация армии началась с начала становления империи, - в дальнейшем варвары не только служили в легионах, но и заменили преторианцев! Конечно, даже варвары, оснащенные римским снаряжением и сражавшиеся в римском строю, представляли из себя грозную силу, но они имели большой недостаток - их верность покупали за деньги. Нет денег - нет верности войск, которые уже взбунтовались и идут к столице. Во многом именно такие восстания подорвали мощь империи.
4. Императоры, имевшие ранее статус священных и божественных, стали не более чем однодневными авантюристами на троне или же и вовсе марионетками варваров. Власть утратила престиж, статус и силу, а государство со слабой властью - слабое государство.
Таким образом, можно увидеть, что даже без нашествий варваров Западая Римская империя была обречена, что подтверждает слов Сальвиана.
Не очень много? Просто это тема моей научной работы, поэтому я не мог написать, не объяснив все моменты)
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов. Разъяренная толпа язычников убила их обоих. Как говорится, кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство».
Понять христианство, отступить от язычества князю Владимиру было легче, потому что он, по словам Митрополита Илариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
Принято считать, что князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). По другой версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь город Васильков). Подтверждение второй версии мы находим у монаха Иакова и преподобного Нестора, которые указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил ещё 28 лет (987); на третий год после Крещения (989) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство».
1. Ведение хозяйства было главнейшим (наряду с ремеслом) занятием на Апеннинском полуострове. Однако уже ближе к 3-4 веку до н.э. вследствие активной экспансии Рима стало появляться огромное количество рабов, которых и заставили работать на полях. Ситуация осложнилась и тем, что богатые патриции в отсутствии плебеев, служивших в легионах, скупали/отнимали (зачастую незаконно) их земли, в результате чего огромное количество работо населения после демобилизации оказалось не у дел и направилось в Рим (именно в город), где со временем им назначили хлебный паек. И получилось так, что на полях работали рабы, а граждане вместо привычной работы нищенствовали в городах, что привело к утрате трудолюбия.
2. Далее, в результате многовековой экспансии Рима в империю потоком шли различные богатства, обеспечившие роскошь среди населения и привившее ему отвращение к работе и труду (как и в пункте 1). Это привело к тому, что в легионы записывалось всё меньше и меньше бое мужчин, а те, что всё же были, к 4-5 векам уже не являлись теми легионерами, покоряли Галлию для Цезаря или же сражавшихся по всей ойкумене во имя императора; так, у солдат 4-5 веков не было ни доспехов (лорики), ни шлемов, а единое вооружение (скутум, гладий, пилум) и тактические построения канули в лету. Это сказалось на военной мощи империи. Свидетельство историка Вегеция: "...с появлением небрежности и стремления к безделью стали считать, что оружие очень тяжело. Поэтому воины стали требовать от императора сначала относительно панцирей, а затем и шлемов отказаться. Но в столкновении с готами, когда наши воины шли с незащищенной грудью и с открытыми головами, они не раз погибали..."
3. Вследствие того, что в ряды не набиралось должное количество людей, а на границах было неспокойно, в ряды имперских войск стали приглашать варваров. Варваризация армии началась с начала становления империи, - в дальнейшем варвары не только служили в легионах, но и заменили преторианцев! Конечно, даже варвары, оснащенные римским снаряжением и сражавшиеся в римском строю, представляли из себя грозную силу, но они имели большой недостаток - их верность покупали за деньги. Нет денег - нет верности войск, которые уже взбунтовались и идут к столице. Во многом именно такие восстания подорвали мощь империи.
4. Императоры, имевшие ранее статус священных и божественных, стали не более чем однодневными авантюристами на троне или же и вовсе марионетками варваров. Власть утратила престиж, статус и силу, а государство со слабой властью - слабое государство.
Таким образом, можно увидеть, что даже без нашествий варваров Западая Римская империя была обречена, что подтверждает слов Сальвиана.
Не очень много? Просто это тема моей научной работы, поэтому я не мог написать, не объяснив все моменты)