Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед природной стихией сменялось
противодействием ей. Человек стремился подчинить природу своей воле и, вторгаясь в природную среду, думал о том,
как сделать свою жизнь более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой превращалось в противодействие ей.
Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт ответственность за многие экологические
преступления. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
—стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором
природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего, следует перейти от
потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый ряд мер по
экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов,
создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение
в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни
человечества важнейшее значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в перспективе — самым важным из всех,
является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа,
над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны
быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
По материалам журнала «Экология в школе»
1
Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
2
Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите две причины.
3
Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте?
4
В тексте указывается, что «экологическое обучение воспитание в обществе должны быть поставлены на
государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя тест и
обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в
мероприятиях по охране окружающей среды.
НУЖНО ОЧЕНЬ
Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб. , лейтенанты по 1000, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.
Описание этой экспедиции напечатано на счет императорского кабинета под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» , в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, СПб. , 1809 г. Это сочинение было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. Переиздано в 2007 году.
Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота, обогатив географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий; во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу — был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие