ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.
В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.
Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.
Александр Македонский нанес поражение сакам. Игнорируя античных летописцев, ученые уверены: дескать, не мог знаменитый полководец проиграть в битве против кочевников. Хотя о его походе на Восток весьма правдиво написал древний историк Арриан. В его манускрипте прямо указывается: Скифы остановили поход Александра Македонского
– Тут все дело в сакских луках, которые были композитными, то есть состояли из разных пород деревьев, – говорит столичный исследователь Алтай Шакиев. –Поэтому стрелы имели дальнобойность до 300 метров. Бронзовые доспехи просто не могли защитить македонцев от скифских лучников. Войско Зопириона было расстреляно как в тире.
.В 327 году до нашей эры войско Македонского дошло до реки Яксарат. Война между саками и эллинской империей продолжалась уже несколько лет. Дело в том, что сатрап Зопирион, поставленный Македонским наместником Понта (территория современной Турции), напал на Оливию (этот причерноморский город, основанный греками, был завоеван скифами). По свидетельству римского историка Юстиниана, 30-тысячное войско Зопириона потерпело сокрушительное поражение от скифов.
После позорного поражения Александр Македонский объявил трехдневный траур. Он понимал, что после завоевания Согдианы его империя неизбежно вступит в конфликт с кочевниками. Недооценивать их силу было нельзя – за два века до этого саки нанесли поражение персидскому царю Киру – основателю империи Ахеменидов. А еще раньше войска сакского царя Мади дошли до Египта. Александр Македонский успешно применял стратегию бизнес-слияния. В его 30-тысячном войске, с которым он напал на Согдиану и Бактрию, было всего три тысячи македонцев. Все остальные были воинами из числа завоеванных народов.
– В Великой степи Македонскому не светили какие-то особые трофеи, – продолжает Алтай Шакиев. – Также он понимал, что в суровой степи его войско обречено: здесь нет ни подходящей еды, ни фруктов, ни невольниц – в общем, всех тех атрибутов роскоши, к которым он привык, завоевывая Малую Азию. Зато есть сотни тысяч свирепых воинов-наездников. Поэтому Ескендир Зулкарнай (Александр Македонский) перешел реку Яксарат, чтобы завоевать авторитет среди номадов – дабы они не напали на его империю. В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться в глубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке.
Македонский завоевал Согдиану и Бактрию всего за два года. Их новой столицей был объявлен Ходжент, который получил новое название Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Таким образом, Македонский обозначил границы своей империи. К слову, завоевав Согдиану, он лишил земель племя саков-хаомоваргов и получил кровного врага в лице их вождя Спитамена.
– Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи, – говорит Алтай Шакиев. – Пески Кызылкумов оказались для эллинов сущим адом. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя взрывающиеся шары, которые они подвешивали на свои стрелы. – При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов, – продолжает Алтай Шакиев. – Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков.
Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать, причем незамедлительно. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве,
ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.
В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.
Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.
Александр Македонский нанес поражение сакам. Игнорируя античных летописцев, ученые уверены: дескать, не мог знаменитый полководец проиграть в битве против кочевников. Хотя о его походе на Восток весьма правдиво написал древний историк Арриан. В его манускрипте прямо указывается: Скифы остановили поход Александра Македонского
– Тут все дело в сакских луках, которые были композитными, то есть состояли из разных пород деревьев, – говорит столичный исследователь Алтай Шакиев. –Поэтому стрелы имели дальнобойность до 300 метров. Бронзовые доспехи просто не могли защитить македонцев от скифских лучников. Войско Зопириона было расстреляно как в тире.
.В 327 году до нашей эры войско Македонского дошло до реки Яксарат. Война между саками и эллинской империей продолжалась уже несколько лет. Дело в том, что сатрап Зопирион, поставленный Македонским наместником Понта (территория современной Турции), напал на Оливию (этот причерноморский город, основанный греками, был завоеван скифами). По свидетельству римского историка Юстиниана, 30-тысячное войско Зопириона потерпело сокрушительное поражение от скифов.
После позорного поражения Александр Македонский объявил трехдневный траур. Он понимал, что после завоевания Согдианы его империя неизбежно вступит в конфликт с кочевниками. Недооценивать их силу было нельзя – за два века до этого саки нанесли поражение персидскому царю Киру – основателю империи Ахеменидов. А еще раньше войска сакского царя Мади дошли до Египта. Александр Македонский успешно применял стратегию бизнес-слияния. В его 30-тысячном войске, с которым он напал на Согдиану и Бактрию, было всего три тысячи македонцев. Все остальные были воинами из числа завоеванных народов.
– В Великой степи Македонскому не светили какие-то особые трофеи, – продолжает Алтай Шакиев. – Также он понимал, что в суровой степи его войско обречено: здесь нет ни подходящей еды, ни фруктов, ни невольниц – в общем, всех тех атрибутов роскоши, к которым он привык, завоевывая Малую Азию. Зато есть сотни тысяч свирепых воинов-наездников. Поэтому Ескендир Зулкарнай (Александр Македонский) перешел реку Яксарат, чтобы завоевать авторитет среди номадов – дабы они не напали на его империю. В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться в глубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке.
Македонский завоевал Согдиану и Бактрию всего за два года. Их новой столицей был объявлен Ходжент, который получил новое название Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Таким образом, Македонский обозначил границы своей империи. К слову, завоевав Согдиану, он лишил земель племя саков-хаомоваргов и получил кровного врага в лице их вождя Спитамена.
– Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи, – говорит Алтай Шакиев. – Пески Кызылкумов оказались для эллинов сущим адом. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя взрывающиеся шары, которые они подвешивали на свои стрелы. – При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов, – продолжает Алтай Шакиев. – Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков.
Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать, причем незамедлительно. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве,