ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Из сочинения участника Английской революции середины XVII в. Генри Паркера «О власти парламента»
Парламент — не что иное, как вся нация Англии, объединенная ее собственным свободным выбором и в силу представительства в более узкий круг и лучше регулируемая и квалифицированная для совещаний и обсуждений, чем могла бы быть вся масса без таких правил и порядка. Лорды и Общины представляют один единый Совет, и этот Совет — по существу вся нация; и мы можем поистине утверждать, что сама королевская власть была так создана с его согласия и что для его целей сама королевская власть была так усовершенствована и урегулирована, какова она теперь (...)
Мы знаем, что неограниченная власть опасна только в одном человеке или в нескольких и не может быть опасной в парламенте в любом случае, тем более во времена народных несчастий, ибо в этом случае она не только безопасна, но и необходима.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. На основании текста определите, к какому периоду революции относится данное сочинение?
2. Чем идеи автора отличаются от средневековых представлений о происхождении королевской власти?
3. В чем видит автор роль парламента?
В результате одной из таких экспедиций, как известно, была открыта и Америка. Многие другие достигали Индии. Достигшие Индии европейцы, прежде всего португальцы, стали на рубеже XV-XVI вв. сосредоточивать в своих руках контроль за торговыми путями и торговлей, затем строить многочисленные склады и фактории, создавать новые поселения и порты, даже активно вмешиваться в политическую борьбу местных правителей. Вслед за португальцами в этом районе мира появились голландцы, которые вскоре, однако, сконцентрировали свои усилия на эксплуатации ресурсов богатой пряностями так называемой Голландской Индии, т. е. островов Индонезии. После этого пришла очередь французов и англичан, не считая остальных, занимавших более скромные позиции. Началась эпоха колонизации Индии и прилегающих к ней районов Азии.
Для самой Индии эта эпоха совпала с периодом короткого расцвета и быстрого упадка, а затем и развала империи Великих Моголов, в качестве наследников которых и претендентов на сильную власть выступило сразу несколько государств.
Уже с конца XVII в. и особенно в XVIII в., ознаменовавшемся развалом империи Моголов, англичане явно стали выходить на первое место среди колониальных держав в Индии, оттеснив и всех тех, кто претендовал на наследство Моголов в самой этой стране. Имея значительные позиции в ряде районов Индии и постоянно укрепляя их, действуя традиционным методом "разделяй и властвуй", англичане старались всеми упрочить своё положение. Они вмешивались в политические распри, подкупали своих ставленников и им захватить власть, обязывая после этого выплачивать астрономические суммы. Налоговый гнет в Бенгалии, где позиции англичан в XVIII в. были всего прочнее и откуда они, по существу, и начали свое завоевание Индии, был особенно тяжелым, порой невыносимым. По некоторым данным, за период 1757- 1780 гг. Англия вывезла из Индии почти безвозмездно в виде товаров и монеты 38 млн. фунтов стерлингов - немалую по тем временам сумму.
Для успешных военных действий компания должна была иметь собственные боевые силы. И она их имела, причем это были в основном сами же индийцы. Еще французы в свое время первыми наладили практику использования специально обученных индийских войск - сипаев - во главе с французскими офицерами. Этот новый вид войск зарекомендовал себя столь успешно, что англичане приступили к созданию собственных отрядов сипаев. Возглавлявшееся английскими офицерами войско из сипаев было хорошо вооруженной и обученной боевой силой и призвано было играть роль ударного отряда во всех тех столкновениях, где возглавлявшиеся англичанами коалиции войск выступали против их врагов. Более того, англичане со временем стали извлекать из сипайских отрядов даже двойную выгоду, сдавая их внаем.
Для ускоренного роста промышленности и сельского хозяйства требовались грамотные ресурсы рабочих и других трудящихся. А их в стране не хватало. Поэтому так необходимо было решить проблему ликвидации неграмотности в короткие сроки. Задача оказалась настолько сложной и трудновыполнимой, что обучение пришлось проводить выборочно.
Экономика не может основываться на рабском труде незаинтересованных безграмотных работников. Эффективность в этом случае крайне низкая. Только образованный человек с широким кругозором может стать полноценным строителем новой индустриальной жизни. Его сознанием уже нельзя так просто манипулировать. Начинать войны, проводить необдуманные реформы.