1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречийРоссия в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий: экономических, политических, социальных, национальных. Растущее отставание от западных стран заставило российское государство и общество на рубеже XIX-XX вв. искать пути ускоренной модернизации. Эти поиски велись в условиях возрастания в российском обществе радикалистских тенденций.2. Становление российского парламентаризмаВ стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи. Главным завоеванием стала Государственная Дума. И произошло это именно по настоянию С.Витте, которому, по сути, удалось монархию. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении законодательного парламента и гражданских свобод. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в разработке которой Витте принимал самое активное участие. Днем раньше, 22 апреля Витте со своим кабинетом ушёл в отставку.3. Особенности российской многопартийностиВстав на путь реформаторства, правительство открыло простор для деятельности созидательных общественных сил, для ускорения темпов модернизации страны, формирования гражданского общества. Манифест возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы).4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.5. Столыпинская программа модернизации России.Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.
Новая экономическая политика являлась по сути антикризисной программой, шагом обратно, от социализма к товарно-денежным отношениям. Многоукладность хозяйственной модели НЭПа состояла в том, что он сочетал централизованное государственное планирование, большевистские «командные высоты» на макроуровне (государственная собственность на крупную и среднюю промышленность и транспорт, государственная монополия на внешнюю торговлю) и свободу рыночных отношений на микроуровне, денационализацию некоторых государственных предприятий, реставрацию торгового и промышленного капитала, частного сектора. Такие меры, как:
·возвращение частной торговли и мелкого производства,
·разрешение государственного капитализма,
·денежная реформа (введение твердой валюты),
·свободный найм рабочей силы
стабилизировали народное хозяйство, подняв его до довоенного уровня.
НЭП обеспечил развитие положительной динамики в направлении восстановления и развития российской экономики. Но довольно скоро после его введения первые успехи сменились новыми трудностями, которые объяснялись тремя основными причинами:
·дисбалансом промышленности и сельского хозяйства;
·целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства;
·усилением противоречий между многообразием социальными интересами различных слоев российского общества и авторитарным стилем управления большевистского руководства.
По оценкам ученых, факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.
Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой войне и последствиями Гражданской войны. Более того, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это был огромный шаг вперед.
Но дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, вызванный перекачиванием средств из деревни в город, обусловленный приоритетом укрепления обороно страны, отразился на валютных поступлениях, и заставил усилить кризис заставил правительство усилить централизованное экономическое управление. Основными причинами невозможности успешного продолжения НЭП была ее нарастающая несовместимость с существовавшей политической системой: с одной стороны вводились элементы свободной рыночной экономики, с другой стороны, окончательно установилась большевистская монополия на власть. Большевистская политическая базировалась не на институтах частной собственности. Именно поэтому НЭП был обречен и к концу тридцатых годов свернут. Страну ожидали десятилетия террора.
Манифест возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы).4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.5. Столыпинская программа модернизации России.Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.
Новая экономическая политика являлась по сути антикризисной программой, шагом обратно, от социализма к товарно-денежным отношениям. Многоукладность хозяйственной модели НЭПа состояла в том, что он сочетал централизованное государственное планирование, большевистские «командные высоты» на макроуровне (государственная собственность на крупную и среднюю промышленность и транспорт, государственная монополия на внешнюю торговлю) и свободу рыночных отношений на микроуровне, денационализацию некоторых государственных предприятий, реставрацию торгового и промышленного капитала, частного сектора. Такие меры, как:
·возвращение частной торговли и мелкого производства,
·разрешение государственного капитализма,
·денежная реформа (введение твердой валюты),
·свободный найм рабочей силы
стабилизировали народное хозяйство, подняв его до довоенного уровня.
НЭП обеспечил развитие положительной динамики в направлении восстановления и развития российской экономики. Но довольно скоро после его введения первые успехи сменились новыми трудностями, которые объяснялись тремя основными причинами:
·дисбалансом промышленности и сельского хозяйства;
·целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства;
·усилением противоречий между многообразием социальными интересами различных слоев российского общества и авторитарным стилем управления большевистского руководства.
По оценкам ученых, факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.
Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой войне и последствиями Гражданской войны. Более того, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это был огромный шаг вперед.
Но дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, вызванный перекачиванием средств из деревни в город, обусловленный приоритетом укрепления обороно страны, отразился на валютных поступлениях, и заставил усилить кризис заставил правительство усилить централизованное экономическое управление. Основными причинами невозможности успешного продолжения НЭП была ее нарастающая несовместимость с существовавшей политической системой: с одной стороны вводились элементы свободной рыночной экономики, с другой стороны, окончательно установилась большевистская монополия на власть. Большевистская политическая базировалась не на институтах частной собственности. Именно поэтому НЭП был обречен и к концу тридцатых годов свернут. Страну ожидали десятилетия террора.