Отзыв на статью: 1)анонс статьи (о чем), 2)Позиция автора по вопросу о роли и значении В. Ленина, 3)Мнение о позиции автора (в чем согласен, в чем не согласен с автором с опорой на истор.факты) СПОРЫ О ЛЕНИНЕ
Владимир Рудаков, главный редактор журнала "Историк"
Если бы не крах коммунизма и последовавший затем распад СССР, день 22 апреля 2020 года запомнился бы современникам надолго. Еще бы, 150-летие основателя Советского государства Владимира Ульянова (Ленина) страна отметила бы по высшему разряду. Точно не хуже, чем его же столетие в 1970-м до этого так широко не праздновались юбилеи даже живых вождей…
Впрочем, как написал на смерть Ильича Владимир Маяковский, Ленин «и теперь живее всех живых». По крайней мере, до конца 1980-х это было именно так. Даже начавший в 1985-м перестройку Михаил Горбачев в первые годы своего правления выступал за возвращение к ленинскому варианту социализма (почему-то понимая под этим «социализм с человеческим лицом», который Ленину и в страшном сне не снился). А правая рука Горбачева, член Политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев, даже будучи к тому времени убежденным антикоммунистом (как он сам потом признавал), тем не менее, выступая в декабре 1989-го с сокрушительной критикой секретного протокола к пакту Молотова – Риббентропа, сетовал на то, что этот документ якобы не соответствует «принципам ленинской внешней политики». То есть даже тогда без Ленина не могли обойтись!
Потом ситуация изменилась, и Ленин, вопреки прогнозам Маяковского, все-таки перестал быть «живее живых» – попросту «умер» для подавляющего большинства потомков. В том числе и для тех, кто долгие годы «возглавлял процесс» с его именем на устах. И уже бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Борис Ельцин в 1991-м избрался первым Президентом России, встав на позиции непримиримого антиленинизма.
Над Лениным стали смеяться. Его культ начали активно и иногда даже весьма талантливо ниспровергать (чего стоил только троллинг в эфире федерального телеканала, устроенный музыкантом Сергеем Курехиным, утверждавшим, что «Ленин – это гриб»!). Дошло дело и до низвержения памятников. Правда, весьма и весьма деликатного, «точечного», без вандализма: из Тайницкого сада Кремля в Горки Ленинские перенесли «сидящего» Ленина работы Вениамина Пинчука, а из Большого Кремлевского дворца – «стоящего» Ильича работы Сергея Меркурова. На этом, собственно, московский «ленинопад» и закончился. Тело вождя, несмотря на попытки некоторых активистов, так и осталось в Мавзолее, а дело Ленина списали за ненадобностью. Причем это сделали даже многие из тех, кто продолжал считать себя коммунистом.
Вроде бы тема была закрыта. Но жизнь оказалась мудрее. Она «предъявила» миру соседнюю Украину, где к власти пришли люди, поставившие перед собой цель уничтожить любые следы «ненавистного советского Вот тогда-то и начался настоящий «ленинопад»: тысячи гранитных, мраморных, гипсовых изваяний Ильича были разрушены, а вместе с ними и памятники другим деятелям эпохи – от малоизвестного ныне лидера Советской Украины Григория Петровского до символа нашей общей Победы маршала Георгия Жукова. Мне кажется, именно после этого ко многим из нас стало приходить понимание, что в некогда братской республике разрушают памятники вовсе не коммунистам. Сводят счеты с исторической Россией, которую герои этих монументов, сами того и не ведая, продолжают олицетворять. «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Удивительно и горько: этой формуле уже не первый десяток лет, а она все еще действует безотказно…
Что ж, действительно, Ленин – во всех смыслах российский человек («типически русский человек», как написал о нем Николай Бердяев). Цельный и полный противоречий. «Революционер-максималист» и «государственный человек» одновременно. Разрушитель одного государства и основоположник принципиально другого. Жестокий гуманист, расчетливый романтик, философ-практик – он сам ярчайшая иллюстрация к одному из основных законов столь уважаемой им диалектики, закону о единстве и борьбе противоположностей.
Без преувеличения, он оказал влияние на ход не только российской, но и всей мировой истории. И поэтому, как бы мы ни относились к тому, что Ленин сделал в России, не стоит недооценивать масштаб этой личности. Не стоит также забывать, что он по-прежнему самый известный в мире деятель русской истории. Уже одно это требует уважительного и неторопливого размышления и о нем как человеке, и о времени, которое его сделало тем, кем он стал. Мы не хотим его «реабилитировать», как и не стремимся еще больше низвергнуть. Главная тема апрельского номера – споры о Ленине: им, похоже, еще долго не будет конца.
>В 1971-1979 гг. СССР и США подписали свыше 60 соглашений по самым различным сферам двусторонних отношений.
>Период с 1981-1984 гг. характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет средней дальности на Европейском континенте.
1985 и 1986 годы ознаменовались началом в марте 1985 г. новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между СССР и США, в том числе и на высшем уровне. В декабре 1987 года СССР впервые идет на существенные уступки в вопросе разоружений. С 1988 года начинается резкое потепление отношений, в связи с отказом СССР от классового подхода в международной политике. Более того, примерно с этого времени США начинают восприниматься не как соперник и даже конкурент, а как безусловный пример для подражания, кумир, которому следует поклоняться. Если на "кухонных дебатах" в 1959-м Хрущев активно отстаивал перед Никсоном преимущества социализма, то в 1988-м Горбачев позволяет Рейгану беспрепятственно пропагандировать студентам МГУ либерализм и свободный рынок. Все это в итоге привело к тому, что к 1991 году СССР фактически отказался от мирового влияния и полностью вошел в фарватер политики стран Запада.
>Неоднократные контакты, в первые месяцы 1990 года, по телефону с Бушем и, на встречах в Москве, — с Джеймсом Бейкером, в связи с объединением Германии.
Встречи на высшем уровне:
ноябрь 1985 — советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве. В Совместном советско-американском заявлении по итогам встречи было отмечено, что «ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей».
Октябрь 1986 — встреча в Рейкьявике. Важнейшая веха в советско-американском переговорном процессе по стратегическим наступательным вооружениям (советской стороной были представлены конкретные предложения уже не об ограничении, а о сокращении всех частей «триады» СНВ при условии взаимного отказа от переноса гонки вооружений в космос, однако из-за несогласия американской стороны с этим условием никаких документов на встрече принято не было).
Декабрь 1987 — визит Горбачева в США. Подписание соглашения о РСМД, по которому СССР впервые за всю историю Холодной войны пошел на существенные уступки.май—июнь 1988 — визит Рейгана вМоскву. Обмен ратификационными грамотами к Договору о РСМД. Американский президент по Горбачева выступает перед студентами МГУ с лекцией о свободных рынках. Беспрецедентный случай для советской истории - стратегический противник открыто пропагандирует советской молодежи свои ценности, причем с санкции Генерального секретаря ЦК КПСС.декабрь 1988 — встреча в Нью-Йорке (на Губернаторском острове) Горбачёва, Рейгана и Буша (избранного президентом накануне). Выступая с трибуны ООН, Горбачев в заключительной части своей речи отдал должное прогрессу в налаживании отношений между СССР и США и провозгласил одностороннее сокращение армии, конверсию оборонной промышленности и начало вывода части войск из Восточной Европы и Монголии.2-3 декабря 1989 — встреча на МальтеБуша и Горбачёва. Провозглашение окончания Холодной войны.конец июля 1991 года — официальный визит Буша в СССР. Подписание Горбачевым и Бушем Договора об СНВ, а также соглашения о стратегическом партнерстве СССР и США; обсуждение в Ново-Огареве проблем всеобщей, планетарной безопасности.
Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.
Только здесь творчество «началохудожника» Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде.