Владимир МономахИсторический портрет Владимира Мономаха
Годы правления:1113-1125
Из биографии.
Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Своим прозвищем он обязан деду по материнской линии — Константину Мономаху. Это мудрый государственный деятель и законодатель, умелый полководец и дипломат, строгий и мудрый правитель.
Мономах стремился всеми силами сохранить единство Руси, за повторную усобицу беспощадно карал.
В 1097 году Мономах собрал съезд князей в Любече, на котором отмечалось, как пагубно влияют на Русь междоусобицы. Однако съезд закрепил начало раздробленности: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие).
Ещё не будучи киевским князей, Мономах организовал ряд успешных походов против половцев: в 1103, 1109 и 1111 годах, до этого был созван Долобский съезд князей в 1103, на котором князья договорились совместно выступить против половцев.
В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве произошло восстание, Мономаха пригласили на княжение. Таким образом, на престоле он оказался в 60 лет!
Дополнил « Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха», в котором значительно ограничил злоупотребления ростовщиков, тем самым были защищены права закупов – именно они страдали от беспредела ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
«Поучение» Владимира Мономаха
Это ценный источник по военной истории. Первое произведение военно-мемуарного жанра. Но прежде всего — это наставление будущему воину, защитнику страны.
На первое место в воспитании князей Мономах ставил нравственное воспитание. Он завещал детям, внукам, всем потомкам быть справедливыми, милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в постели»), учиться, вести честную и достойную жизнь защитника отечества . Он поучал защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых.
Много писал Мономах о своих охотничьих подвигах, он считал, что охота закаляет мужчину: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»
Основная мысль « Поучения»- осуждение усобиц и призыв к единству Руси.
Шапка Мономаха
Военные успехи Мономаха и его детей значительно повысили международный авторитет Руси. Византия стала побаиваться Русь , а после того, как сын Мономаха Мстислав был отправлен отцом с огромным войском в Андрианополь, император Алексий Комнин решил помириться с Мономахом и прислал в Киев ему дары. Среди них была барма (то есть широкий воротник с драгоценными камнями, с надписями религиозного характера, она надевалась поверх одежды правителя), Крест с Животворящего дерева, золотая цепь, венец и сердоликовая чаша Августа-кесаря. Митрополит Эфесский не просто вручил дары, а даже венчал на царство присланной шапкой ( правда, это лишь предание). По другой версии, шапка была подарена Ивану Калите ханом Узбеком, и произошло это значительно позже- в 14 веке.
Скипетр (укороченный посох), цепь, барма, держава (золотой шар с короной или крестом) и шапка стали атрибутами венчания правителей на Руси.
Известное изречение: «Тяжела ты, шапка Мономаха» ,- появилось в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов».
Сегодня символы власти хранятся в Оружейной палате в Москве.
На общем фоне представителей рода Рюрика выделяется личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
По сообщению «Повести временных лет», родился князь за год до смерти Ярослава Мудрого, в 1053 году.
Во многом он характеризуется из его собственных воспоминаний (так называемое «Поучение Мономаха», оставленное им своим сыновьям перед смертью). Несомненно, на его описание в летописях повлияло то, что и он, и его сын Мстислав внимательно относились к работе летописцев. Но даже если опустить все эмоциональные и заведомо комплиментарные слова в адрес этого князя и анализировать только факты его жизни, все равно встает образ необычайно привлекательного благородного человека, дальновидного политика и смелого талантливого военачальника. Он не идеален, но кто из живших на этом свете без греха?
О его внешности осталось следующее описание, принадлежащее В.Н. Татищеву: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. В воинстве вельми храбр и хитр ко устроению войск... Сей великий князь всех русских князей себе покорил, так что во время его владения ни единой не смел на другого воевать или ему воспротивиться, но все яко отца почитали, а половцы не смели ни одново нападения в пределы русские учинить».
Трудно согласиться с несправедливой оценкой Владимира Мономаха как лицемерного и честолюбивого демагога, которую можно встретить у Б.А. Рыбакова.
Он не ввязался в спор со своим двоюродным братом Святополком Изяславичем за киевский престол. Сохранились слова Мономаха по этому поводу о том, что это привело бы к кровопролитию и смуте в Русском государстве: «Аще сяду на столе отца своего, то имам рать со Святополком взяти, яко есть стол преж от отца его был» (Если займу трон своего отца, то будет война со Святополком, поскольку его отец прежде [моего отца] занимал трон»).
Причина уступчивости Мономаха была в том, что Святослав, отец Святополка, владел Киевом раньше отца Мономаха. Поэтому и Святополк имел право занять киевский престол прежде Владимира Всеволодовича. Этот исторический факт говорит о том, что мир и спокойствие в Русской земле для него были дороже собственного честолюбия. Хотя объективно Мономах был несравненно более и авторитетным правителем.
Годы правления:1113-1125
Из биографии.
Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Своим прозвищем он обязан деду по материнской линии — Константину Мономаху. Это мудрый государственный деятель и законодатель, умелый полководец и дипломат, строгий и мудрый правитель.
Мономах стремился всеми силами сохранить единство Руси, за повторную усобицу беспощадно карал.
В 1097 году Мономах собрал съезд князей в Любече, на котором отмечалось, как пагубно влияют на Русь междоусобицы. Однако съезд закрепил начало раздробленности: «Каждый да держит отчину свою» (т. е. владеет землями, унаследованными от отца, и не покушается на чужие).
Ещё не будучи киевским князей, Мономах организовал ряд успешных походов против половцев: в 1103, 1109 и 1111 годах, до этого был созван Долобский съезд князей в 1103, на котором князья договорились совместно выступить против половцев.
В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка Изяславича, в Киеве произошло восстание, Мономаха пригласили на княжение. Таким образом, на престоле он оказался в 60 лет!
Дополнил « Русскую правду» «Уставом Владимира Мономаха», в котором значительно ограничил злоупотребления ростовщиков, тем самым были защищены права закупов – именно они страдали от беспредела ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
«Поучение» Владимира Мономаха
Это ценный источник по военной истории. Первое произведение военно-мемуарного жанра. Но прежде всего — это наставление будущему воину, защитнику страны.
На первое место в воспитании князей Мономах ставил нравственное воспитание. Он завещал детям, внукам, всем потомкам быть справедливыми, милосердными, не лениться («да не застанет вас солнце в постели»), учиться, вести честную и достойную жизнь защитника отечества . Он поучал защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых.
Много писал Мономах о своих охотничьих подвигах, он считал, что охота закаляет мужчину: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»
Основная мысль « Поучения»- осуждение усобиц и призыв к единству Руси.
Шапка Мономаха
Военные успехи Мономаха и его детей значительно повысили международный авторитет Руси. Византия стала побаиваться Русь , а после того, как сын Мономаха Мстислав был отправлен отцом с огромным войском в Андрианополь, император Алексий Комнин решил помириться с Мономахом и прислал в Киев ему дары. Среди них была барма (то есть широкий воротник с драгоценными камнями, с надписями религиозного характера, она надевалась поверх одежды правителя), Крест с Животворящего дерева, золотая цепь, венец и сердоликовая чаша Августа-кесаря. Митрополит Эфесский не просто вручил дары, а даже венчал на царство присланной шапкой ( правда, это лишь предание). По другой версии, шапка была подарена Ивану Калите ханом Узбеком, и произошло это значительно позже- в 14 веке.
Скипетр (укороченный посох), цепь, барма, держава (золотой шар с короной или крестом) и шапка стали атрибутами венчания правителей на Руси.
Известное изречение: «Тяжела ты, шапка Мономаха» ,- появилось в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов».
Сегодня символы власти хранятся в Оружейной палате в Москве.
На общем фоне представителей рода Рюрика выделяется личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
По сообщению «Повести временных лет», родился князь за год до смерти Ярослава Мудрого, в 1053 году.
Во многом он характеризуется из его собственных воспоминаний (так называемое «Поучение Мономаха», оставленное им своим сыновьям перед смертью). Несомненно, на его описание в летописях повлияло то, что и он, и его сын Мстислав внимательно относились к работе летописцев. Но даже если опустить все эмоциональные и заведомо комплиментарные слова в адрес этого князя и анализировать только факты его жизни, все равно встает образ необычайно привлекательного благородного человека, дальновидного политика и смелого талантливого военачальника. Он не идеален, но кто из живших на этом свете без греха?
О его внешности осталось следующее описание, принадлежащее В.Н. Татищеву: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. В воинстве вельми храбр и хитр ко устроению войск... Сей великий князь всех русских князей себе покорил, так что во время его владения ни единой не смел на другого воевать или ему воспротивиться, но все яко отца почитали, а половцы не смели ни одново нападения в пределы русские учинить».
Трудно согласиться с несправедливой оценкой Владимира Мономаха как лицемерного и честолюбивого демагога, которую можно встретить у Б.А. Рыбакова.
Он не ввязался в спор со своим двоюродным братом Святополком Изяславичем за киевский престол. Сохранились слова Мономаха по этому поводу о том, что это привело бы к кровопролитию и смуте в Русском государстве: «Аще сяду на столе отца своего, то имам рать со Святополком взяти, яко есть стол преж от отца его был» (Если займу трон своего отца, то будет война со Святополком, поскольку его отец прежде [моего отца] занимал трон»).
Причина уступчивости Мономаха была в том, что Святослав, отец Святополка, владел Киевом раньше отца Мономаха. Поэтому и Святополк имел право занять киевский престол прежде Владимира Всеволодовича. Этот исторический факт говорит о том, что мир и спокойствие в Русской земле для него были дороже собственного честолюбия. Хотя объективно Мономах был несравненно более и авторитетным правителем.