В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).
Англиканство (другое название Епископальная церковь) сохранило многие черты католицизма, так как церковная реформа в Англии носила большей частью не догматический, а политический и экономический характер. Основателем национальной английской церкви стал король Генрих VIII, вступивший в конфликт с Папой Римским по личному поводу, так как последний не дал разрешения королю на развод с женой. Годом «рождения» англиканской церкви можно считать 1534 г., когда король подписал «Акт о супрематии (первенстве)», по которому король провозглашался главой церкви. Таким образом, Церковь Англии стала независимой от Рима. Формирование англиканской догматики и культа шло постепенно и закончилось уже в царствование Елизаветы I в 1562 г., когда были приняты «39 статей», являющихся до настоящего времени основой вероучения англиканства. В целом англиканскую церковь можно охарактеризовать как своего рода компромисс между сторонниками протестантизма и католицизма. Поэтому часть религиоведов даже рассматривает англиканство в качестве особой ветви христианства. Англиканство сочетает католический догмат о силе церкви с протестантской верой в посредством личнои веры. Поэтому характерной чертой англиканской церкви является наличие епископального устройства и иерархии, претендующей на апостольскую преемственность. Наибольшим авторитетом в англиканской церкви пользуются архиепископы Кентерберийский и Йоркский. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, но и Священное Предание ими полностью не отвергается. В англиканстве нет монашества, священники и даже епископы не придерживаются целибата. В последнее время в ряде англиканских церквей допускается рукоположение женщин в священники и даже епископы.