в xix веке были сделаны научные и технические открытия, которые к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, автомобиль, начинается эра воздухоплавания; были открыты телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, радио, фонограф и граммофон, фотография и кинематограф. изобретения и усовершенствования следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые. тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры; всё больше становилось городов с миллионным населением.
интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. это межгосударственный процесс. отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров.
они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. кроме того, если может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в мир», в то время как другие оказываются вне пространства), то в интеграцию государство включается целиком. хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию. еще одно отличие интеграционных и процессов — роль негосударственных акторов: в процессах они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
несомненно, , делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. но в то же время порождает и противоположный процесс. негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием конституции ес.
процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в северной и центральной америке, в азии — в асеан. однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ес.
что побуждает государства к интеграции? прежде всего — наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. еще одной причиной, к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: близость, стабильное развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство и социального развития, сравнимые формы правления и систем, близкий уровень военного развития и ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в мгимо.
сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. основателем функционализма считается дэвид митрани. он проанализировал причины, по которым лига наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. в этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. д. митрани делает акцент на изначальном развитии , социальной, научно- технической интеграции. политическая же интеграция остается на втором плане. д. митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как а. этциони, а. спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. тем не менее, как пишет п. а. цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в европарламент в 1979 г.».
под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма.
в xix веке были сделаны научные и технические открытия, которые к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, автомобиль, начинается эра воздухоплавания; были открыты телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, радио, фонограф и граммофон, фотография и кинематограф. изобретения и усовершенствования следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые. тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры; всё больше становилось городов с миллионным населением.
интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. это межгосударственный процесс. отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров.
они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. кроме того, если может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в мир», в то время как другие оказываются вне пространства), то в интеграцию государство включается целиком. хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию. еще одно отличие интеграционных и процессов — роль негосударственных акторов: в процессах они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
несомненно, , делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. но в то же время порождает и противоположный процесс. негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием конституции ес.
процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в северной и центральной америке, в азии — в асеан. однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ес.
что побуждает государства к интеграции? прежде всего — наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. еще одной причиной, к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: близость, стабильное развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство и социального развития, сравнимые формы правления и систем, близкий уровень военного развития и ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в мгимо.
сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. основателем функционализма считается дэвид митрани. он проанализировал причины, по которым лига наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. в этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. д. митрани делает акцент на изначальном развитии , социальной, научно- технической интеграции. политическая же интеграция остается на втором плане. д. митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как а. этциони, а. спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. тем не менее, как пишет п. а. цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в европарламент в 1979 г.».
под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма.