В отличии от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV века живопись была на первом месте. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фрески плохо сохранялись. Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. Так, Тициан создавал картины на мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты. В творчестве представителей Позднего Возрождения - Веронезе и Тинторетто произошел новый взлет монументальной живописи. Художники позднего возрождения:
Спящая Венера 1510
Спящая Венера 1510 Джоржо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне (1477-1510) прожил недолгую жизнь. Точно неизвестно его происхождение, нет конкретных сведений о годах ученичества у Беллини. Сюжеты его картин "Гроза", "Три философа" с трудом поддаются интерпретации. В 1510 году Джорджоне умирает от чумы. Тициан Вечеллио (1476/77 - 1576). Учился у Джованни Беллини. В 1507 Тициан поступил в мастерскую Джорджоне. После его смерти Тициан закончил некоторые его картины и принял несколько его заказов, открыл свою мастерскую. Noli me tangere 1511-1512
Noli me tangere 1511-1512 В портретах "Саломея", "Дама за туалетом" и "Флора" он воплощает свое представление о красоте. В 1516 году Тициан создает "Вознесение Богоматери" для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции - в картине показано, как группа апостолов видит возносящуюся в окружении ангелов к небесам Богоматерь. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Мастер развивает реформу живописи, начал которую Джоджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой красок сразу после высыхания, он накладывал более иль менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками, заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер. Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, на сам по себе носил завершенный характер. В Риме в творчестве Тициана появляются новые темы - драматизм борьбы, напряжение. Пишет картины по заказу папы Павла III, в том числе "Се человек", где изображает представителей крупной знати того времени, что вызывает недовольство папы. Поэтому Тициан вынужден поменять покровителя. Теперь он пишет для Карла V. Также получает заказы от испанского короля Филиппа II. В начале 50-х годов Тициан написал семь полотен на мифологические сюжеты, истолковывая их как метафоры человеческой жизни. Он назвал их "поэзиями". Среди них: "Смерть Актеона", "Венера и Адонис", "Похищение Европы". В последние годы жизни в произведениях Тициана преобладают настроения тревоги и разочарования. В религиозных картинах обращается все больше к драматическим сюжетам. Триумф Венеции с аллегориями Мира и Справедливости 1575-1577
Триумф Венеции с аллегориями Мира и Справедливости 1575-1577 Паоло Веронезе(1528-1588). Возможно, настоящее имя Паоло Калиари. На протяжении тридцати пяти лет Веронезе работал над украшением и прославлением Венеции. Колорит в произведениях Веронезе играет не самую важную роль. Он умел сочетать цвета таким образом, что создавалось особенно интенсивное их звучание, подобно драгоценным камням. В отличии от Тициана, бывшего преимущественно станковистом, Веронезе - имел особый дар декоратора. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и плафонах художник применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные для рассмотрения картины снизу вверх. Якопо Тинторетто (1518-1594). Настоящее имя Якопо Робусти. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского Возрождения. Художник тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие сюжеты. Цикл о чудесах св.Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений. Исторические хроники с Дворца дожей с изображением битв представляют обилие вариаций и смелость замысла. В антично-мифологической тематике продолжил то поэтическое толкование, которое начал Тициан в своих "поэзиях". Похищение тела святого Марка 1562-1566
Похищение тела святого Марка 1562-1566 Тинторетто неоднократно обращался к теме "Тайная вечеря". Ему принадлежат "Тайная вечеря" в церкви Санта-Мария Маркуола, картина на эту же тему в церкви Санта-Травазо и полотно в Скуола ди Сан-Рокко и в церкви Сан-Джорджо Маджоре. Если живописцы тяготеют к передаче времени, не имеющего начала и конца, то Тинторетто использует принцип передачи события. Специфика работ Тинторетто - суггестивность, динамика, пространственная многомерность
Жа́нна д’Арк, Орлеанская дева (совр. фр. Jeanne d'Arc[1]; 6 января 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована — причислена католической церковью к лику святых.
После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.
Затем она направилась в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.
Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость.
29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.
После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (фр. la Pucelle d’Orléans)[6]. День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.
Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам ЛуарыЖанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ею, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре — Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня — на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.
Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблемРишмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов.
29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июлякороль был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.
После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.
Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре—декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.
Художники позднего возрождения:
Спящая Венера 1510
Спящая Венера 1510
Джоржо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне (1477-1510) прожил недолгую жизнь. Точно неизвестно его происхождение, нет конкретных сведений о годах ученичества у Беллини. Сюжеты его картин "Гроза", "Три философа" с трудом поддаются интерпретации. В 1510 году Джорджоне умирает от чумы.
Тициан Вечеллио (1476/77 - 1576). Учился у Джованни Беллини. В 1507 Тициан поступил в мастерскую Джорджоне. После его смерти Тициан закончил некоторые его картины и принял несколько его заказов, открыл свою мастерскую.
Noli me tangere 1511-1512
Noli me tangere 1511-1512
В портретах "Саломея", "Дама за туалетом" и "Флора" он воплощает свое представление о красоте. В 1516 году Тициан создает "Вознесение Богоматери" для церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции - в картине показано, как группа апостолов видит возносящуюся в окружении ангелов к небесам Богоматерь. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Мастер развивает реформу живописи, начал которую Джоджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой красок сразу после высыхания, он накладывал более иль менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками, заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер. Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, на сам по себе носил завершенный характер.
В Риме в творчестве Тициана появляются новые темы - драматизм борьбы, напряжение. Пишет картины по заказу папы Павла III, в том числе "Се человек", где изображает представителей крупной знати того времени, что вызывает недовольство папы. Поэтому Тициан вынужден поменять покровителя. Теперь он пишет для Карла V. Также получает заказы от испанского короля Филиппа II.
В начале 50-х годов Тициан написал семь полотен на мифологические сюжеты, истолковывая их как метафоры человеческой жизни. Он назвал их "поэзиями". Среди них: "Смерть Актеона", "Венера и Адонис", "Похищение Европы". В последние годы жизни в произведениях Тициана преобладают настроения тревоги и разочарования. В религиозных картинах обращается все больше к драматическим сюжетам.
Триумф Венеции с аллегориями Мира и Справедливости 1575-1577
Триумф Венеции с аллегориями Мира и Справедливости 1575-1577
Паоло Веронезе(1528-1588). Возможно, настоящее имя Паоло Калиари.
На протяжении тридцати пяти лет Веронезе работал над украшением и прославлением Венеции. Колорит в произведениях Веронезе играет не самую важную роль. Он умел сочетать цвета таким образом, что создавалось особенно интенсивное их звучание, подобно драгоценным камням. В отличии от Тициана, бывшего преимущественно станковистом, Веронезе - имел особый дар декоратора. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и плафонах художник применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные для рассмотрения картины снизу вверх.
Якопо Тинторетто (1518-1594). Настоящее имя Якопо Робусти. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского Возрождения. Художник тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие сюжеты. Цикл о чудесах св.Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений. Исторические хроники с Дворца дожей с изображением битв представляют обилие вариаций и смелость замысла. В антично-мифологической тематике продолжил то поэтическое толкование, которое начал Тициан в своих "поэзиях".
Похищение тела святого Марка 1562-1566
Похищение тела святого Марка 1562-1566
Тинторетто неоднократно обращался к теме "Тайная вечеря". Ему принадлежат "Тайная вечеря" в церкви Санта-Мария Маркуола, картина на эту же тему в церкви Санта-Травазо и полотно в Скуола ди Сан-Рокко и в церкви Сан-Джорджо Маджоре.
Если живописцы тяготеют к передаче времени, не имеющего начала и конца, то Тинторетто использует принцип передачи события. Специфика работ Тинторетто - суггестивность, динамика, пространственная многомерность
После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.
Затем она направилась в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.
Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость.
29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.
После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (фр. la Pucelle d’Orléans)[6]. День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.
Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам ЛуарыЖанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ею, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре — Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня — на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблемРишмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов.
29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июлякороль был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.
После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.
Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре—декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.