Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
Постановления сената (s. c.,senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом.[1] И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.[1]
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
· первоначально — 100
· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) — 300
· со времён Суллы — 600
· при Цезаре — 900
· со времён Августа — опять 600
· в период поздней античности (домината) — 2000.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи — даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Восточные славяне в начале своей истории делились на отдельные племена, а после распада Руси обособились в отдельные княжества, однако их культура при всех её местных особенностях была единой.
Славяне широко общались и с угро-финнами, балта-ми. У них было много общего в постройках обработки почвы, одежде, украшениях, песнях. Баня была любима всеми этими народами.
Велико было влияние на Русь византийской культуры. Тесные культурные связи русские земли поддерживали со славянскими странами — Польшей, Чехией, Болгарией, Сербией.
Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
Постановления сената (s. c.,senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом.[1] И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.[1]
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
· первоначально — 100
· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) — 300
· со времён Суллы — 600
· при Цезаре — 900
· со времён Августа — опять 600
· в период поздней античности (домината) — 2000.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи — даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Восточные славяне в начале своей истории делились на отдельные племена, а после распада Руси обособились в отдельные княжества, однако их культура при всех её местных особенностях была единой.
Славяне широко общались и с угро-финнами, балта-ми. У них было много общего в постройках обработки почвы, одежде, украшениях, песнях. Баня была любима всеми этими народами.
Велико было влияние на Русь византийской культуры. Тесные культурные связи русские земли поддерживали со славянскими странами — Польшей, Чехией, Болгарией, Сербией.