в xvi в. архитектура отражала идею могучего единого государства. именно в это время кремль в москве превратился в законченный высокохудожественный ансамбль. камертоном его стал успенский собор. было решено соорудить храм, близкий по своему облику к владимирскому успенскому собору. строительство началось в 1475 г. сверкающий белизной своих стен из тщательно подогнанных друг к другу блоков белого камня храм производил ошеломляющее впечатление монолита, как бы вытесанного из одного гигантского камня. этому впечатлению способствовали одинаковые по ширине прясла стен, завершенные на одном уровне плавными дугами закомар, мерный ритм вытянутых окон верхнего яруса, плоские апсиды, спрятанные за восточными угловыми пилястрами и мощное пятиглавие тесно поставленными барабанами со шлемовидными куполами. внешнему виду вторило и свободное внутреннее пространство с легкими крестовыми на круглых столбах. автором собора был итальянский архитектор рудольф фиорованти, получивший за свои незаурядные способности прозвище "аристотель".
беспорядочное строительство разрушило общее впечатление, заслонив успенский собор, и появилась необходимость собрать всю группу соборов под главенством мощной вертикали. с этой целью в 1508 г. итальянцем боном фрязиным был сооружен иван великий (церковь иоанна лествичника). в 30-х годах xvi в. к ней была пристроена звонница для соборов кремля. иван великий выполнен из красного кирпича с белыми деталями, близость к северо-итальянской архитектуре.
по образцу московского кремля были сооружены крепости в нижнем новгороде (1500-1511). коломне (1525-1534). туле (1514-1521). развивается монастырское и гражданское строительство. замечательные образцы архитектуры того времени - церковь вознесения в с. коломенском (1532) и всемирно известный храм покрова (василия блаженного) на красной площади в москве (1555-1560), построенный в память взятия казани.
в архитектуре появляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства. в xvii в. меняется концепция культовых строений. произошло переосмысление здания церкви, которое остается ведущим типом каменного сооружения. древняя трактовка крестово-купольного храма как символического отражения мироздания была преобразована в "дом божий", который естественно должен быть богаче, замысловатее и красивее, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. современники точно определили сущность новой архитектуры xvii в. как "дивное узорочье". это название отразило внешнее великолепие и богатство внутреннего убранства храмов, пристрастие мастеров все более усложняющемуся обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее и западных форм. в конце века сама идея сущности храма подверглась еще большему изменению: это был не только "дом божий", созданный во славу ему, но и во славу заказчиков, желавших щегольнуть один перед другим.
в xvii в. продолжалось сооружение храмов шатрового типа, возрожденного на рубеже xvi-xvii вв. усилиями бориса годунова. наиболее эффектным храмом с шатровой кровлей следует признать трапезную церковь алексеевского монастыря в угличе, законченную к 1628 г. ее основной шатер стремительно поднимается над инертным тяжелым массивом трапезной, по его бокам, на малых апсидах стоят меньшие, но столь же изящные, по силуэту шатры. в целом образуется поперечно ориентированная тройная группа шатров, украшенная к тому же в своем основании миниатюрными кокошниками. в итоге образуется на редкость декоративная группа, вызвавшая к жизни народное название церкви - "дивная".
в 1652 г. на патриарший престол вступил никон, запретивший строить шатровые церкви как не выражавшие церковные представления об архитектуре храма.
на рубеже 50-х годов в москве появляется "корабль" - новый тип сравнительно небольшого по объему пятиглавого храма, сопровождаемого трапезной и шатровой колокольней у западного входа. но массовость застройки ими не к однообразию. среди церквей, выстроенных в москве во второй половине века, мы редко встретим "копии" или повторения.
во второй половине xvii в. окончательно оформляется стиль, получивший название " барокко". композиция храмов, построенных в этом стиле, включала четверик, окруженный полукруглыми притворами с алтарем: четверик завершался убывающими ввысь восьмериками, из которых один был приспособлен под звон (колокольню), возродив тем самым древний прием храма "иже под колоколы". широко применяются резьба и цветные изразцы. образец храма в этом стиле - церковь покрова в филях под москвой.
во всех видах изобразительного творчества этого периода усиливается тенденция к светской жизнерадостности, которая облегчает развитие новых форм искусства в эпоху петровских реформ
объяснение: на грани xix в. в россии числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. эти цифры показывают подъем грамотности в россии и вместе с тем ее отставание по сравнению с западной европой: в в конце xviii в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. в россии же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. в народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга ф. прокоповича «первое учение отрокам», «арифметика» л. ф. магницкого и «грамматика» м. смотрицкого, часослов и псалтырь. обязательных учебных программ не было, срок обучения от трех до пяти лет. прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и .
немалую роль в развитии просвещения в россии сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и , фортификации, артиллерии. не случайно во второй половине xviii в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить митрофанушку «цифирной мудрости». солдатские дети составляли основную массу студентов московского и петербургского университетов. к типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине xviii в. на северном кавказе (кизлярская, моздокская и екатериноградская).
второй тип школ в россии xviii в.— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. хотя в шляхетских корпусах (сухопутном, морском, артиллерийской, инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. в них учились первые актеры братья волковы и драматург сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: смольный институт благородных девиц, благородный пансион при московском университете и т. д. из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр.
к третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. главной этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и а также основанная в 1757 г. академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых россия тогда особенно нуждалась.
наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — академический, учрежденный в 1725 г. при академии наук и существовавший до 1765 г., московский, основанный в 1755 г. по почину ломоносова, и виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов xviii в. студенты философского, юридического и медицинского факультетов московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и словесность.
ответ:
объяснение:
в xvi в. архитектура отражала идею могучего единого государства. именно в это время кремль в москве превратился в законченный высокохудожественный ансамбль. камертоном его стал успенский собор. было решено соорудить храм, близкий по своему облику к владимирскому успенскому собору. строительство началось в 1475 г. сверкающий белизной своих стен из тщательно подогнанных друг к другу блоков белого камня храм производил ошеломляющее впечатление монолита, как бы вытесанного из одного гигантского камня. этому впечатлению способствовали одинаковые по ширине прясла стен, завершенные на одном уровне плавными дугами закомар, мерный ритм вытянутых окон верхнего яруса, плоские апсиды, спрятанные за восточными угловыми пилястрами и мощное пятиглавие тесно поставленными барабанами со шлемовидными куполами. внешнему виду вторило и свободное внутреннее пространство с легкими крестовыми на круглых столбах. автором собора был итальянский архитектор рудольф фиорованти, получивший за свои незаурядные способности прозвище "аристотель".
беспорядочное строительство разрушило общее впечатление, заслонив успенский собор, и появилась необходимость собрать всю группу соборов под главенством мощной вертикали. с этой целью в 1508 г. итальянцем боном фрязиным был сооружен иван великий (церковь иоанна лествичника). в 30-х годах xvi в. к ней была пристроена звонница для соборов кремля. иван великий выполнен из красного кирпича с белыми деталями, близость к северо-итальянской архитектуре.
по образцу московского кремля были сооружены крепости в нижнем новгороде (1500-1511). коломне (1525-1534). туле (1514-1521). развивается монастырское и гражданское строительство. замечательные образцы архитектуры того времени - церковь вознесения в с. коломенском (1532) и всемирно известный храм покрова (василия блаженного) на красной площади в москве (1555-1560), построенный в память взятия казани.
в архитектуре появляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства. в xvii в. меняется концепция культовых строений. произошло переосмысление здания церкви, которое остается ведущим типом каменного сооружения. древняя трактовка крестово-купольного храма как символического отражения мироздания была преобразована в "дом божий", который естественно должен быть богаче, замысловатее и красивее, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. современники точно определили сущность новой архитектуры xvii в. как "дивное узорочье". это название отразило внешнее великолепие и богатство внутреннего убранства храмов, пристрастие мастеров все более усложняющемуся обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее и западных форм. в конце века сама идея сущности храма подверглась еще большему изменению: это был не только "дом божий", созданный во славу ему, но и во славу заказчиков, желавших щегольнуть один перед другим.
в xvii в. продолжалось сооружение храмов шатрового типа, возрожденного на рубеже xvi-xvii вв. усилиями бориса годунова. наиболее эффектным храмом с шатровой кровлей следует признать трапезную церковь алексеевского монастыря в угличе, законченную к 1628 г. ее основной шатер стремительно поднимается над инертным тяжелым массивом трапезной, по его бокам, на малых апсидах стоят меньшие, но столь же изящные, по силуэту шатры. в целом образуется поперечно ориентированная тройная группа шатров, украшенная к тому же в своем основании миниатюрными кокошниками. в итоге образуется на редкость декоративная группа, вызвавшая к жизни народное название церкви - "дивная".
в 1652 г. на патриарший престол вступил никон, запретивший строить шатровые церкви как не выражавшие церковные представления об архитектуре храма.
на рубеже 50-х годов в москве появляется "корабль" - новый тип сравнительно небольшого по объему пятиглавого храма, сопровождаемого трапезной и шатровой колокольней у западного входа. но массовость застройки ими не к однообразию. среди церквей, выстроенных в москве во второй половине века, мы редко встретим "копии" или повторения.
во второй половине xvii в. окончательно оформляется стиль, получивший название " барокко". композиция храмов, построенных в этом стиле, включала четверик, окруженный полукруглыми притворами с алтарем: четверик завершался убывающими ввысь восьмериками, из которых один был приспособлен под звон (колокольню), возродив тем самым древний прием храма "иже под колоколы". широко применяются резьба и цветные изразцы. образец храма в этом стиле - церковь покрова в филях под москвой.
во всех видах изобразительного творчества этого периода усиливается тенденция к светской жизнерадостности, которая облегчает развитие новых форм искусства в эпоху петровских реформ
ответ:
объяснение: на грани xix в. в россии числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. эти цифры показывают подъем грамотности в россии и вместе с тем ее отставание по сравнению с западной европой: в в конце xviii в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. в россии же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. в народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга ф. прокоповича «первое учение отрокам», «арифметика» л. ф. магницкого и «грамматика» м. смотрицкого, часослов и псалтырь. обязательных учебных программ не было, срок обучения от трех до пяти лет. прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и .
немалую роль в развитии просвещения в россии сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и , фортификации, артиллерии. не случайно во второй половине xviii в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить митрофанушку «цифирной мудрости». солдатские дети составляли основную массу студентов московского и петербургского университетов. к типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине xviii в. на северном кавказе (кизлярская, моздокская и екатериноградская).
второй тип школ в россии xviii в.— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. хотя в шляхетских корпусах (сухопутном, морском, артиллерийской, инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. в них учились первые актеры братья волковы и драматург сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: смольный институт благородных девиц, благородный пансион при московском университете и т. д. из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр.
к третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. главной этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и а также основанная в 1757 г. академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых россия тогда особенно нуждалась.
наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — академический, учрежденный в 1725 г. при академии наук и существовавший до 1765 г., московский, основанный в 1755 г. по почину ломоносова, и виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов xviii в. студенты философского, юридического и медицинского факультетов московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и словесность.