Мавзолей (кумбез) Алаша-хана (каз. Алаша хан күмбезі) — памятник архитектуры Казахстана X—XI веков, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 2 км к юго-юго-западу от села Малшыбай на правом берегу реки Каракенгир.
Архитектор мавзолея неизвестен. В плане мавзолей Алаша-хана имеет форму прямоугольника размерами 9,73×11,9 м, высота 10 м[1]. Здание было построено из кирпича, лишь для оформления оконных проёмов и дверей было использовано дерево[1].
В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша, обрамлённая несколько углублённой двухцветной полосой и украшенная фигурными кирпичами[1].
С двух сторон фасада установлены шестигранные колонны, каждая из которых опирается на три полушария, из которых два — целые, а третье служит основанием колонны. Этот стиль очень редко встречается в архитектуре Средней Азии[1].
В мавзолей ведёт дверь высотой 2 м, шириной 1,2 м. Стены мавзолея укреплены восемью подпорами; купол опирается на 16-гранный барабан, вокруг которого расположена круговая галерея[1].
На юго-западной стороне от мавзолея расположено современное надгробие с надписью на кириллице и древнетюркском[2].
Родословную Алаша-хана вряд ли удастся восстановить. Казахское шежире предполагает, что Алаша-хан - сын одного из известных правителей Средней Азии (Абдолла-хан, Кызыл Арыстан-хан, Абдул Азис-хан).
Казахское шежире представляет раннюю биографию Алаша-хана как историю царственного изгнанника, не признанного своим родным отцом и обреченного вести бродячий образ жизни. Определяется и место его пребывания - правобережье Сырдарьи, предгорья Алатау и Каратау. Отличительная черта принца - его пегость, он родился весь в пятнах, как сорока - сауыскандай.
В одном из своих экскурсов в историю М.-Ж.Купеев возвращается к этой теме. Алаша-хана он относит уже к числу великих мужей древности, происхождение которых не известно последующим поколениям.
Мы также полагаем, что присутствующее в шежире М.-Ж. Купеева имя отца Алаша-хана, Кызыл Арыстан-хан, скорее всего было наложено на эту генеалогическую легенду позже, возможно, в эпоху караханидов. Истории известна династия Арслан-хана, правившая карлуками.
Мавзолей (кумбез) Алаша-хана (каз. Алаша хан күмбезі) — памятник архитектуры Казахстана X—XI веков, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 2 км к юго-юго-западу от села Малшыбай на правом берегу реки Каракенгир.
Архитектор мавзолея неизвестен. В плане мавзолей Алаша-хана имеет форму прямоугольника размерами 9,73×11,9 м, высота 10 м[1]. Здание было построено из кирпича, лишь для оформления оконных проёмов и дверей было использовано дерево[1].
В центре главного фасада имеется двухстворчатая дверь, за которой размещена глубокая двухарочная ниша, обрамлённая несколько углублённой двухцветной полосой и украшенная фигурными кирпичами[1].
С двух сторон фасада установлены шестигранные колонны, каждая из которых опирается на три полушария, из которых два — целые, а третье служит основанием колонны. Этот стиль очень редко встречается в архитектуре Средней Азии[1].
В мавзолей ведёт дверь высотой 2 м, шириной 1,2 м. Стены мавзолея укреплены восемью подпорами; купол опирается на 16-гранный барабан, вокруг которого расположена круговая галерея[1].
На юго-западной стороне от мавзолея расположено современное надгробие с надписью на кириллице и древнетюркском[2].
с интернета взял
Объяснение:
Время правления: III-II тыс. до н. э.
Родословную Алаша-хана вряд ли удастся восстановить. Казахское шежире предполагает, что Алаша-хан - сын одного из известных правителей Средней Азии (Абдолла-хан, Кызыл Арыстан-хан, Абдул Азис-хан).
Казахское шежире представляет раннюю биографию Алаша-хана как историю царственного изгнанника, не признанного своим родным отцом и обреченного вести бродячий образ жизни. Определяется и место его пребывания - правобережье Сырдарьи, предгорья Алатау и Каратау. Отличительная черта принца - его пегость, он родился весь в пятнах, как сорока - сауыскандай.
В одном из своих экскурсов в историю М.-Ж.Купеев возвращается к этой теме. Алаша-хана он относит уже к числу великих мужей древности, происхождение которых не известно последующим поколениям.
Мы также полагаем, что присутствующее в шежире М.-Ж. Купеева имя отца Алаша-хана, Кызыл Арыстан-хан, скорее всего было наложено на эту генеалогическую легенду позже, возможно, в эпоху караханидов. Истории известна династия Арслан-хана, правившая карлуками.