В этот время начался период активной колонизации русским населением окраин государства. Поселенцы основывали города на новых территориях. Началось освоение Дикого Поля (северной части нынешнего Казахстана) и западной Сибири. К концу века население Российского государства, не смотря на многочисленные человеческие потери во внешних противостояниях, значительно возросло и становило более 9 млн. жителей.
Большинство населения расселялось в центральной и северной части государства. Плотность жителей на 1 кв. км была в двадцать раз ниже, по сравнению с европейскими странами. В этот период население государства приобретает многонациональность в результате присоединения Поволжья и Приуралья.
В 90 х годах 16 века на территории государства было более 220 городов, в которых проживали ремесленники и купцы. Крупнейшим городом оставалась Москва, с численностью более 100 тыс. жителей, что было равным численности Лондона, Парижа и Рима в тот период. Количество населения других городов варьировалось от 3 до 15 тыс.
Сохранялась классовая дифференциация общества. Привилегии принадлежали правящему сословию боярству. Богатые землевладельцы властвовали над крестьянами, которые к этому периоду были лишены всех прав и свобод, в том числе и права свободного перехода к другому помещику. В конце 16 века были широко распространены крестьянские побеги в Сибирь, вызваны желанием освободиться от гнета помещиков и избежать военной повинности.
В России существовали традиционные для всего мира университеты, высшие учебные заведения, одновременно ведущие научную деятельность.
Женские учебные заведения дореволюционной России
Смольный институт благородных девиц Бестужевские высшие женские курсы Елисаветинский институт благородных девиц Александровский женский мещанский институт. Педагогический курс. Белостокский институт благородных девиц Николаевская Мариинская женская гимназия Харьковский институт благородных девиц
Лицеи
В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.
Реальные училища
Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения
Гимназии
Средние учебные заведения. Существовали военные, реальные, коммерческие, частные и женские гимназии.
Военное образование также можно было получить в Кадетских корпусах, это Морской, Сухопутный шляхетский, артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса. Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.
Начальное образование можно было получить в церковно-приходских, воскресных школах и школах грамоты.
Духовное (церковное) образование получали в в духовных училищах, семинариях и академиях.
1.
В этот время начался период активной колонизации русским населением окраин государства. Поселенцы основывали города на новых территориях. Началось освоение Дикого Поля (северной части нынешнего Казахстана) и западной Сибири. К концу века население Российского государства, не смотря на многочисленные человеческие потери во внешних противостояниях, значительно возросло и становило более 9 млн. жителей.
Большинство населения расселялось в центральной и северной части государства. Плотность жителей на 1 кв. км была в двадцать раз ниже, по сравнению с европейскими странами. В этот период население государства приобретает многонациональность в результате присоединения Поволжья и Приуралья.
В 90 х годах 16 века на территории государства было более 220 городов, в которых проживали ремесленники и купцы. Крупнейшим городом оставалась Москва, с численностью более 100 тыс. жителей, что было равным численности Лондона, Парижа и Рима в тот период. Количество населения других городов варьировалось от 3 до 15 тыс.
Сохранялась классовая дифференциация общества. Привилегии принадлежали правящему сословию боярству. Богатые землевладельцы властвовали над крестьянами, которые к этому периоду были лишены всех прав и свобод, в том числе и права свободного перехода к другому помещику. В конце 16 века были широко распространены крестьянские побеги в Сибирь, вызваны желанием освободиться от гнета помещиков и избежать военной повинности.
Женские учебные заведения дореволюционной России
Смольный институт благородных девиц
Бестужевские высшие женские курсы
Елисаветинский институт благородных девиц
Александровский женский мещанский институт. Педагогический курс.
Белостокский институт благородных девиц
Николаевская Мариинская женская гимназия
Харьковский институт благородных девиц
Лицеи
В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.
Реальные училища
Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения
Гимназии
Средние учебные заведения. Существовали военные, реальные, коммерческие, частные и женские гимназии.
Военное образование также можно было получить в Кадетских корпусах, это Морской, Сухопутный шляхетский, артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса.
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.
Начальное образование можно было получить в церковно-приходских, воскресных школах и школах грамоты.
Духовное (церковное) образование получали в в духовных училищах, семинариях и академиях.