Главные отличия — социальная структура. Римское общество чисто рабовладельческое с прослойкой независимого люмпена (хлеба и зрелищ!). Построено на основе не одного народа, но одного много племенного государства. Германцы жестко структурированное по племенному признаку объединение. Основой которого являлись не производительные, но военные силы племен. Культурно–образовательный уровень этих двух обществ являлся диаметрально противоположным. Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да. heretoga, дисл. hertogi; ср. нем. Herzog 'герцог'). Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве" О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода. Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях. Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацит отмечает, что вожди "особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи - Авт.) и ожерелий; мы научили их принимать также деньги" По описанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцев к оседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет, что в приданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входят упряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработке земли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались также лен и конопля, из которых выделывались ткани. Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов.
Ладога - город в волховском районе ленинградской области. до 1703 года - село, с 1703 года - город новая ладога. возникший почти одновременно с петербургом по воле одного и того же человека - петра i, уездный центр сохранился гораздо хуже, чем северная столица. время прошлось по стенам храмов, накренило колокольни, вбило в землю старые домики. основание этого города свидетельствовало о стремлении славян к свободному выходу в море, к свободной торговле, прямому общению людей запада и востока. в этом месте нашего отечества впервые было установлено регулярное сообщение руси с северной и западной европой. своим стремительным возвышением ладога была обязана ключевому положению на евразийских -волжском и -черноморском торговых путях, которые пролегали по крупнейшим рекам восточно-европейской равнины, волге и днепру, и вели в арабский халифат и византию. в течение многих веков ладога защищала северные границы руси и одновременно являлась средоточием тех факторов, которые повлияли на ход европейской . на примере города ладоги можно проследить, как почти двенадцать веков тому назад усилиями многих народов, в первую очередь славян, скандинавов и финнов, создавалась единая европа без границ и национальной разобщенности. модель развития ладоги, "вольного" города, открытого, интегрированного с миром, актуальна и в наши дни. в первые века своего развития ладога стала известна в европе как город международной значимости. через ладогу на кораблях везли меха, оружие, невольников, разнообразные украшения, ткани, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. главным образом через страны в viii—x веках получали основную в то время платежную единицу — арабские дирхемы. ладога в то время была не только транзитным портом. купцы-ладожане сами наладили торговлю с финскими соседями и более далекими племенами и . вплоть до начала xviii века ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и военной крепостью на северных рубежах страны. таким образом, значение ладоги заключалось в том, что ее основание и развитие обеспечило руси свободный выход к и ее региону и закрепление за страной приневско-ладожских земель.именно в ладоге впервые на территории руси начали возводиться приходские крестовокупольные, с четырьмя столбами и тремя , храмы, распространившиеся затем повсеместно. из шести воздвигнутых тогда храмов полностью сохранились два: церкви успения богородицы и святого георгия победоносца. храм святого георгия по пластической выразительности и изяществу архитектурных форм, по сохранности уникальной фресковой росписи может быть выдвинут в разряд памятников мирового значения. от живописного оформления интерьера храма сохранилось около ста пятидесяти квадратных метров. многое утрачено, но и то, что уцелело, позволяет представить систему первоначальной росписи, созданной артелью незаурядных греческих и мастеров-художников.