Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Наметившаяся тенденция к русификации и православизации малочисленных народов и к наступлению на самобытность крупных народов еще более проявилась в правление Александра II, а при Александре III, взявшим курс на русификацию, стала более жесткой, что было связано с усилением националистических тенденций во внутренней политике. В частности предпринимались такие меры, как вытеснение с государственных должностей представителей местных народностей, запрещение преподавания на местных языках, обязательное преподавание русского языка, ведение делопроизводства на русском языке, ограничение прав и различные запрещающие меры в зависимости от вероисповедания. Новым фактором национальной политики конца XIX века стала русская крестьянская колонизация окраин. В итоге национальный вопрос становится дестабилизирующим фактором в Российской империи, а общими требованиями национальных движений: уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания, защита от русской колонизации земель и территориальная автономия.
Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, как у нас, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру других народов, окружающих нас.
Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, как у нас, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру других народов, окружающих нас.