Древний Вавилон был очень густонаселённым мегаполисом. Многие жители арендовали помещения, самой ценной вещью в сырцово-кирпичных домах считались двери, выполненные из дерева. Одежды горожан Древнего Вавилона отличались яркостью – в то время были в моде синий и красный цвета. Костюмы обильно украшала вышивка. Среди женского населения пользовалась популярностью косметика, а также украшения – браслеты, серьги, перстни, ожерелья, изготовленные из золота и драгоценных камней.Славился город Вавилон своими мастерами – скульпторы, художники, златокузнецы и резчики, ткачи и люди всех профессий ценились очень высоко
Обстоятельства и точное время основания Вавилона неизвестны: высокий уровень грунтовых вод не позволяет исследовать нижние слои памятника, а второстепенная роль раннего Вавилона обуславливает скупость сведений о нём в древнейших письменных источниках. Некоторые признаки позволяют увязать древнейший Вавилон с топонимом BA7.BA7 или BAR.KI.BAR, известным из шумерской надписи на глиняной табличке, датируемой посредством палеографического анализа временем около 2500 года до н. э. (Раннединастический период)[15][16]. В указанном источнике говорится о строительстве независимым энси этого города храма в честь бога Амар-Уту, то есть Мардука (аккадский вариант имени этого бога). Мардук был главным богом Вавилона, что и даёт основание для соответствующих предположений. Наиболее ранние археологические находки в Вавилоне датируются временем около 2400 года до н. э. (III этап Раннединастического периода, РД III); они обнаружены на поверхности холма Хомера и в западной части Амрана ибн Али[17]. В то время город находился в сфере влияния шумерской цивилизации, однако он располагался не на коренной территории Шумера (область Ки-Энги, шум. ki-en-ĝir15), а на его периферии — в области Ки-Ури, известной в последующее время под именем «Аккад». В Раннединастический период важнейшую роль в этих землях играло государство Киш. Население Ки-Ури в то время составляли восточные семиты, предки аккадцев, обстоятельства и время появления которых в Нижней Месопотамии неизвестны. Тем не менее, большинство исследователей склоняется к несемитской этимологии топонима «Вавилон», возводя его реконструируемую форму (babila) к протоевфратскому субстрату или усматривая в нём шумерское происхождение. По всей видимости, в Раннединастический период Вавилон был второстепенным городом, центром незначительной области или государства, расположенного на канале Арахту. Первое письменное упоминание Вавилона традиционно связывается с источником, относящимся к концу существования Аккадского царства (около 2200 года до н. э.). Это надпись царя Шаркалишарри, где говорится о городе Кадингир(ра), в котором царь строит храмы в честь таких важнейших аккадских божеств как (Иль-)Аба и Аннунит. Вавилонский храм богини Аннунит известен в более поздних источниках под именем Эсаггашарра (E-sagga-šarra); он располагался в древнейшей части города — квартале Эриду. Впоследствии область (ном) с центром в Вавилоне вошла в состав огромного Шумеро-Аккадского царства. Коренную территорию этой державы составляли бывшие города-государства Нижней Месопотамии (Шумера и Аккада) — Урук, Киш, Лагаш, Ларса и др., которые теперь находились на положении провинций. Во главе каждой из этих областей стоял чиновник со старым титулом «энси», но в отличие от традиционного энси он назначался из столицы, находясь в полном подчинении у царя из III династии Ура. От этого времени дошло несколько документов налогового характера, откуда известно, что Кадингирра была одной из таких подчинённых областей, управляемой чиновником-энси[18][19][20]. Вхождение Вавилона в состав Шумеро-Аккадского царства могло произойти в правление Шульги. К концу XXI века до н. э. внутренние проблемы и внешнеполитические факторы приводят к кризису и распаду Шумеро-Аккадского царства. Крушение державы сопровождалась вторжением эламитов и семитоязычных амореев. Последние захватывали месопотамские номы и основывали независимые города-государства; в числе таковых был и Вавило