Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным хозяйственно-экономического развития. При к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».
Рассматривая данный вопрос необходимо разделить то, что вы называете "Россией" на несколько периодов существования русского государства. Так как в вопросе не был указан конкретный период, я напишу про все (но вообще, то что вы называете "Россией" появилось после 1547 года, когда Иван 4 венчался на царство и наше государство стало называться "Российское царство"
Объяснение:
Перед непосредственно ответом, необходимо отметить что российское государство сложилось в условиях неплодородных почв и сурового климата, что, естественно повлияло на нашу страну таким образом, что людям просто необходимо было научиться правильно (то есть таким образом, чтобы на ней хоть что-то выросло) использовать почву.
Итак:
1) Период первый, 9-13 век, Древняя Русь.
В этот период наше государство начинает закрепляться на своем аграрном пути. Как известно из курса истории, в это время появляются различные системы земледелия: переложное земледелие, подсечно-огневое земледелие, двуполье и трехполье. Некоторые из этих систем будут использоваться еще некоторое время (например двуполье, от которого позже отказались в пользу трехполья), некоторые просуществуют на протяжении практически всего периода феодализма (скажу, что понятие феодализма не совсем применимо в отношении российского государства, но это уже в вузе проходить будешь), например - система трехполья
2) В период 13-16 веков происходит объединение земель вокруг московского княжества. Не помню, чтобы в учебниках отводилось внимание аграрной части жизни государства в этот период. Поэтому можешь вторым аргументом сказать, что само существование оброка и барщины так же доказывает, что Россия была аграрной страной, так как одно из основных средств существования государства - налоги, собирались на Руси в натуральном виде (оброк) и в виде обработки крестьянами земли (барщина). Кроме того, в конце 16 века (1597) издается указ Федора Иоанновича "об урочных летах", по которому система крепостничества еще сильней закрепляется внутри Руси, а соответственно получает развитие и аграрная часть жизни страны (так как крестьян возвращали на земли своих помещиков по указу)
3) С 16 по начало 20 века Россия сначала еще сильней закрепляет в своем устройстве аграрное начало, благодаря Соборному уложению 1649 года, которое устанавливает бе сыск беглых крестьян, а следовательно еще сильнее приковывает их к работам на землях своих помещиков и в своих общинах. Однако, подобная система себя постепенно изживает и в период "великих реформ" Александра 2 крепостное право упраздняется, а к началу 20го века, в 1906 появляется т.н. "Столыпинская реформа", знаменующая собой первые попытки поставить страну на рельсы частного предпринимательства, таким образом, крестьянам уже совсем не обязательно заниматься исключительно сельским хозяйством. Кроме того, революции 1905 и 1917 окончательно направляет страну в сторону индустриального развития, оставляя её аграрную сторону не то чтобы в стороне, но не придавая ей столь сильное значение (не строя на ней основу экономики и социального строя).
Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным хозяйственно-экономического развития. При к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».
.
Рассматривая данный вопрос необходимо разделить то, что вы называете "Россией" на несколько периодов существования русского государства. Так как в вопросе не был указан конкретный период, я напишу про все (но вообще, то что вы называете "Россией" появилось после 1547 года, когда Иван 4 венчался на царство и наше государство стало называться "Российское царство"
Объяснение:
Перед непосредственно ответом, необходимо отметить что российское государство сложилось в условиях неплодородных почв и сурового климата, что, естественно повлияло на нашу страну таким образом, что людям просто необходимо было научиться правильно (то есть таким образом, чтобы на ней хоть что-то выросло) использовать почву.
Итак:
1) Период первый, 9-13 век, Древняя Русь.
В этот период наше государство начинает закрепляться на своем аграрном пути. Как известно из курса истории, в это время появляются различные системы земледелия: переложное земледелие, подсечно-огневое земледелие, двуполье и трехполье. Некоторые из этих систем будут использоваться еще некоторое время (например двуполье, от которого позже отказались в пользу трехполья), некоторые просуществуют на протяжении практически всего периода феодализма (скажу, что понятие феодализма не совсем применимо в отношении российского государства, но это уже в вузе проходить будешь), например - система трехполья
2) В период 13-16 веков происходит объединение земель вокруг московского княжества. Не помню, чтобы в учебниках отводилось внимание аграрной части жизни государства в этот период. Поэтому можешь вторым аргументом сказать, что само существование оброка и барщины так же доказывает, что Россия была аграрной страной, так как одно из основных средств существования государства - налоги, собирались на Руси в натуральном виде (оброк) и в виде обработки крестьянами земли (барщина). Кроме того, в конце 16 века (1597) издается указ Федора Иоанновича "об урочных летах", по которому система крепостничества еще сильней закрепляется внутри Руси, а соответственно получает развитие и аграрная часть жизни страны (так как крестьян возвращали на земли своих помещиков по указу)
3) С 16 по начало 20 века Россия сначала еще сильней закрепляет в своем устройстве аграрное начало, благодаря Соборному уложению 1649 года, которое устанавливает бе сыск беглых крестьян, а следовательно еще сильнее приковывает их к работам на землях своих помещиков и в своих общинах. Однако, подобная система себя постепенно изживает и в период "великих реформ" Александра 2 крепостное право упраздняется, а к началу 20го века, в 1906 появляется т.н. "Столыпинская реформа", знаменующая собой первые попытки поставить страну на рельсы частного предпринимательства, таким образом, крестьянам уже совсем не обязательно заниматься исключительно сельским хозяйством. Кроме того, революции 1905 и 1917 окончательно направляет страну в сторону индустриального развития, оставляя её аграрную сторону не то чтобы в стороне, но не придавая ей столь сильное значение (не строя на ней основу экономики и социального строя).