Аристотель – говорящее орудие труда. Аналогично и в Риме.
Рабства в Риме было больше, оно было и в сельском хозяйстве и в ремесле. Вплоть до императорской канцелярии,
Первая интеллегенция – рабская – возникла в Риме.
Рабы входят в фамилию. Они как бы становятся латентными гражданами. Отпущенные рабы становятся гражданами и приписываются к территориальным трибам.
Гай Юлий Цезарь отпускает раба Феликса. Он становится гражданином, голосует как бывший владелец и зовут его Гай Юлий Феликс. Экономически они связаны с господином. Отпускать рабов на волю было выгодно.
Классическое рабство в Греции
В античном полисе самой низшей в социальной иерархии была одна из наиболее многочисленных групп населения – рабы.
В V в. до н. э. в развитых греческих полисах, к числу которых относились и Афины, окончательно утвердилось классическое рабство, характеризовавшееся максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи. Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко-персидские войны, в ходе которых взятые в плен варвары порабощались. Например, после разгрома персов при Евримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. Собственно, в этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».
Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.
Труд рабов использовался в различных сферах производства, особенно там, где были тяжёлые условия труда: в ремесленных мастерских, в сельском хозяйстве (но мало), в домах господ рабы исполняли обязанности слуг, также государственные должности, например, скифы-лучники исполняли функцию полиции.
В Древней Греции раб хоть и воспринимался как вещь, но как очень полезная в хозяйстве - к нему относились бережно, условия жизни были сходны с жизнью бедного крестьянина. Также раба могли отпустить на волю, он мог сам себя выкупить. Свободный раб становился метеком, но был тесно связан с бывшим хозяином.
Классическое рабство в Риме
Своего наивысшего развития и распространения классическое рабство достигло в древнем Риме. Во II I вв. до н. э. оно постепенно вытесняет патриархальное рабство в связи с заморскими завоеваниями и созданием Римской империи и начинает оказывать глубокое воздействие на все области жизни древнего Рима: его хозяйство, общество и культуру. Начиная с этого времени, Рим можно с полным правом называть рабовладельческим обществом.
По подсчетам современных ученых, во II I вв. до н. э. в Италии было два-три миллиона рабов, составлявших примерно треть всего ее населения. Поскольку доля работо людей, участвующих в производстве, то есть так называемого самодеятельного населения среди рабов была гораздо выше, чем среди свободных, а рабы, как правило, были заняты в самых передовых типах хозяйства и в ключевых областях общественной жизни, то их значение в развитии хозяйства и общества было намного больше, чем их относительная численность.
Таким образом, хотя раб считался вещью или в лучшем случае человеком, стоящим вне общества, фактически он являлся ключевой фигурой этого общества, без которой его дальнейшее развитие было невозможным.
Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. С другой стороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т.е. государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства. Главная психологическая опора русского государства – православная церковь – в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Рабства в Риме было больше, оно было и в сельском хозяйстве и в ремесле. Вплоть до императорской канцелярии,
Первая интеллегенция – рабская – возникла в Риме.
Рабы входят в фамилию. Они как бы становятся латентными гражданами. Отпущенные рабы становятся гражданами и приписываются к территориальным трибам.
Гай Юлий Цезарь отпускает раба Феликса. Он становится гражданином, голосует как бывший владелец и зовут его Гай Юлий Феликс. Экономически они связаны с господином. Отпускать рабов на волю было выгодно.
Классическое рабство в Греции
В античном полисе самой низшей в социальной иерархии была одна из наиболее многочисленных групп населения – рабы.
В V в. до н. э. в развитых греческих полисах, к числу которых относились и Афины, окончательно утвердилось классическое рабство, характеризовавшееся максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи. Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко-персидские войны, в ходе которых взятые в плен варвары порабощались. Например, после разгрома персов при Евримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. Собственно, в этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».
Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.
Труд рабов использовался в различных сферах производства, особенно там, где были тяжёлые условия труда: в ремесленных мастерских, в сельском хозяйстве (но мало), в домах господ рабы исполняли обязанности слуг, также государственные должности, например, скифы-лучники исполняли функцию полиции.
В Древней Греции раб хоть и воспринимался как вещь, но как очень полезная в хозяйстве - к нему относились бережно, условия жизни были сходны с жизнью бедного крестьянина. Также раба могли отпустить на волю, он мог сам себя выкупить. Свободный раб становился метеком, но был тесно связан с бывшим хозяином.
Классическое рабство в Риме
Своего наивысшего развития и распространения классическое рабство достигло в древнем Риме. Во II I вв. до н. э. оно постепенно вытесняет патриархальное рабство в связи с заморскими завоеваниями и созданием Римской империи и начинает оказывать глубокое воздействие на все области жизни древнего Рима: его хозяйство, общество и культуру. Начиная с этого времени, Рим можно с полным правом называть рабовладельческим обществом.
По подсчетам современных ученых, во II I вв. до н. э. в Италии было два-три миллиона рабов, составлявших примерно треть всего ее населения. Поскольку доля работо людей, участвующих в производстве, то есть так называемого самодеятельного населения среди рабов была гораздо выше, чем среди свободных, а рабы, как правило, были заняты в самых передовых типах хозяйства и в ключевых областях общественной жизни, то их значение в развитии хозяйства и общества было намного больше, чем их относительная численность.
Таким образом, хотя раб считался вещью или в лучшем случае человеком, стоящим вне общества, фактически он являлся ключевой фигурой этого общества, без которой его дальнейшее развитие было невозможным.