*Королевство Испании было создано в 1479г после объединения 2 территорий: Арагона и Кастилии, в результате брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
Португалия как королевство появилось в 1139 году путем расширения раных графских территорий. Первым королем Португалии был Афонс I.
*Евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.
*общественное мнение весьма благосклонно относилось к контактам христиан с маврами и евреями. Более того, законодательство объявляло христиан, мавров и евреев равными перед лицом закона. Меры ограничительного характера, принимавшиеся против мусульман, то действовали, то просто не соблюдались, то вообще отменялись (например, введенный в 1295 г. запрет на приобретение имущества христиан позже был отменен). Некоторые испанские короли покровительствовали мудехарам, что развитию добрососедских отношений между ними и христианами [Альтамира-и-Кревеа, 2003, с. 239, 325-327].В отношении мавров к испанцам толерантность также сочеталась с возросшей агрессивностью. В мусульманских хрониках того времени христиане изображались как «неверные враги Аллаха», им приписывались «предательство, обман и жестокость» [Sánchez Nogales, 2004, p. 33]. Тем не менее до конца Реконкисты в отношениях сторон превалировало лояльное отношение друг к другу.
**
5. Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало национальной катастрофой.
Из-за потери большего количества квалифицированных рабочих, людей, которые были готовы работать за небольшие деньги, после изгнания Испания осталась с свободной от иноземцев территорией, но работу, подчас сложную, выполнять было некому, кадров не хватало, а значит падал и уровень жизни и качество услуг.
* Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Томас Торквемада, основатель испанской инквизиции
Систематическое преследование этих подозрительных христиан начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему[7]. «Душой» новой инквизиции в Испании был доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая католическим королям установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье её первый трибунал, преследовавший людей, тайно исполнявших еврейские обряды. Папа одобрил назначение великим инквизитором Кастилии и Арагона Торквемады, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Была создана целая система инквизиционных учреждений: Центральный инквизиционный совет[es] (так называемая «Супрема») и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10[8]. Имущество, конфискованное у еретиков, составляло фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс, регулировавший инквизиционный процесс.
***
Аутодафе́ (ауто-да-фе, аут-да-фе, ауто де фе; порт. ... auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.
Вскоре, однако, победители забыли об условиях капитуляции мавров. Католические короли Фердинанд и Изабелла (1479-1516) перешли от умеренной пропаганды христианизации к насильственному обращению мусульман в христианство. 11 февраля 1502 г. король и королева издали грамоту, предписав всем мудехарам Кастилии и Леона либо креститься, либо покинуть Испанию (немного раньше, в 1492 г., аналогичные действия были предприняты против евреев). Однако в полном объеме королевское решение не было проведено в жизнь. В ряде мест (Арагон, Каталония, частично Валенсия) кортесы и сеньоры добились от верховной власти обещания не изгонять мудехаров: феодалы не хотели терять трудолюбивых и платеже вассалов
в начале viii в. почти весь пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли ихмаврами). завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознакомили их с высокими достижениями восточной культуры.
население полуострова вскоре восстало против захватчиков. эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христианства от ислама, назвали реконкистой(«отвоеванием»). в реконкисте принимали участие рыцари из многих стран западной европы, ее активно поддерживала католическая церковь.
xi в. из «общей хроники испании» об освобождении от арабов города толедо (1085 г.)
сего (1085-го) года собрал король альфонс большое и начал осаждение города. мавры хорошо укрепили толедо, который был окольцован стенами и надежно защищен рекой тахо. но собралось в толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю
и обратились мавры к королю с просьбой, чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома и все то, чем владеют. и король альфонс разрешил им проживать в и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.
таким было соглашение, которое заключили между собой король альфонс и мавры после завоевания толедо.
собор св. марии в севилье. xv— xvi вв.
на освобожденных от арабов землях возникали христианские государства, которые вели общую борьбу против завоевателей. среди них наиболее сильными были кастилия, арагон и португалия. реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.
иберийский полуостров в xiv—xv вв.
к середине xv в. мавры сохранили за собой только гранаду. чтобы окончательно освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. в 1479 г. наследники кастильского и арагонского тронов, изабелла и фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). кастилия и арагон образовали единое государство — испанское королевство. в конце xv в. испанские короли приобщили к своим владениям гранадский эмират. реконкиста, таким образом, завершилась, и территория испании стала единым государством. началось религиозное преследование мавров и евреев, была создана инквизиция. много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни.
*Королевство Испании было создано в 1479г после объединения 2 территорий: Арагона и Кастилии, в результате брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
Португалия как королевство появилось в 1139 году путем расширения раных графских территорий. Первым королем Португалии был Афонс I.
*Евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.
*общественное мнение весьма благосклонно относилось к контактам христиан с маврами и евреями. Более того, законодательство объявляло христиан, мавров и евреев равными перед лицом закона. Меры ограничительного характера, принимавшиеся против мусульман, то действовали, то просто не соблюдались, то вообще отменялись (например, введенный в 1295 г. запрет на приобретение имущества христиан позже был отменен). Некоторые испанские короли покровительствовали мудехарам, что развитию добрососедских отношений между ними и христианами [Альтамира-и-Кревеа, 2003, с. 239, 325-327].В отношении мавров к испанцам толерантность также сочеталась с возросшей агрессивностью. В мусульманских хрониках того времени христиане изображались как «неверные враги Аллаха», им приписывались «предательство, обман и жестокость» [Sánchez Nogales, 2004, p. 33]. Тем не менее до конца Реконкисты в отношениях сторон превалировало лояльное отношение друг к другу.
**
5. Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало национальной катастрофой.
Из-за потери большего количества квалифицированных рабочих, людей, которые были готовы работать за небольшие деньги, после изгнания Испания осталась с свободной от иноземцев территорией, но работу, подчас сложную, выполнять было некому, кадров не хватало, а значит падал и уровень жизни и качество услуг.
* Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Томас Торквемада, основатель испанской инквизиции
Систематическое преследование этих подозрительных христиан начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему[7]. «Душой» новой инквизиции в Испании был доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая католическим королям установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье её первый трибунал, преследовавший людей, тайно исполнявших еврейские обряды. Папа одобрил назначение великим инквизитором Кастилии и Арагона Торквемады, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Была создана целая система инквизиционных учреждений: Центральный инквизиционный совет[es] (так называемая «Супрема») и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10[8]. Имущество, конфискованное у еретиков, составляло фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс, регулировавший инквизиционный процесс.
***
Аутодафе́ (ауто-да-фе, аут-да-фе, ауто де фе; порт. ... auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.
Вскоре, однако, победители забыли об условиях капитуляции мавров. Католические короли Фердинанд и Изабелла (1479-1516) перешли от умеренной пропаганды христианизации к насильственному обращению мусульман в христианство. 11 февраля 1502 г. король и королева издали грамоту, предписав всем мудехарам Кастилии и Леона либо креститься, либо покинуть Испанию (немного раньше, в 1492 г., аналогичные действия были предприняты против евреев). Однако в полном объеме королевское решение не было проведено в жизнь. В ряде мест (Арагон, Каталония, частично Валенсия) кортесы и сеньоры добились от верховной власти обещания не изгонять мудехаров: феодалы не хотели терять трудолюбивых и платеже вассалов
в начале viii в. почти весь пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли ихмаврами). завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознакомили их с высокими достижениями восточной культуры.
население полуострова вскоре восстало против захватчиков. эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христианства от ислама, назвали реконкистой(«отвоеванием»). в реконкисте принимали участие рыцари из многих стран западной европы, ее активно поддерживала католическая церковь.
xi в. из «общей хроники испании» об освобождении от арабов города толедо (1085 г.)
сего (1085-го) года собрал король альфонс большое и начал осаждение города. мавры хорошо укрепили толедо, который был окольцован стенами и надежно защищен рекой тахо. но собралось в толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю
и обратились мавры к королю с просьбой, чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома и все то, чем владеют. и король альфонс разрешил им проживать в и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.
таким было соглашение, которое заключили между собой король альфонс и мавры после завоевания толедо.
собор св. марии в севилье. xv— xvi вв.на освобожденных от арабов землях возникали христианские государства, которые вели общую борьбу против завоевателей. среди них наиболее сильными были кастилия, арагон и португалия. реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.
иберийский полуостров в xiv—xv вв.к середине xv в. мавры сохранили за собой только гранаду. чтобы окончательно освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. в 1479 г. наследники кастильского и арагонского тронов, изабелла и фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). кастилия и арагон образовали единое государство — испанское королевство. в конце xv в. испанские короли приобщили к своим владениям гранадский эмират. реконкиста, таким образом, завершилась, и территория испании стала единым государством. началось религиозное преследование мавров и евреев, была создана инквизиция. много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни.