Сперва стоит отметить, что школы 16 века являются одними из первых школ в России. До этого периода в России не было ни правительственных, ни общественных школ (помимо частных школ). Началом строительства школ стало предписание Стоглавого собора 1551 года, который учреждал училища (школы). Открывать училища должны были священники, дьяки.
Учителя, в основном, были представлены духовенством. Потому жития об учителях были о дьячках. Примечательно, что монахи не были учителями, но мирские учителя также были, но в существенном меньшинстве.
Обучение в училищах или школах проходило по азбуке или по букварям. Подобные учебники были рукописные и были в продаже на рынках. Позже во второй половине 16 века появились печатные учебники, которые не пользовались особенной популярностью.
Исходя из того, что учителями были представители духовенства, то обучение (помимо букварей) велось и псалтырям.
Польское влияние повлекло существенное изменение в образовательной сфере, а именно в школах. Все больше школы становились, если не светскими, то точно общественными. Кстати, «школа» есть польское слово.
В школах могли учиться дети из любого сословия, но обучение было платным (для низшего сословия – минимальным). Ученики проводили в школе весь день. Уроки начинались рано утром, а заканчивались после вечерней молитвы. Домой не уносились ни книги, ни домашнее задание – дети делали в школе все.
При слове «школавы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10—12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.
…Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. За одним длинным столом сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это — дети феодалов, богатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой народ не имел доступа в школы.
Учитель — священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церквах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе перед учителем — единственная рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на латинском языке г, а ученики вслед за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть. С молитв начиналось обучение в средневековой школе.
Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. С единственной книгой учитель медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.
Не все научившиеся читать латинские тексты, далекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное.
На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Это было настоящее искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно удавалось. Франкский император Карл Великий (768— 814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.
Кроме чтения и письма, учили изображать числа с пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном приходских священников.
Учителя, в основном, были представлены духовенством. Потому жития об учителях были о дьячках. Примечательно, что монахи не были учителями, но мирские учителя также были, но в существенном меньшинстве.
Обучение в училищах или школах проходило по азбуке или по букварям. Подобные учебники были рукописные и были в продаже на рынках. Позже во второй половине 16 века появились печатные учебники, которые не пользовались особенной популярностью.
Исходя из того, что учителями были представители духовенства, то обучение (помимо букварей) велось и псалтырям.
Польское влияние повлекло существенное изменение в образовательной сфере, а именно в школах. Все больше школы становились, если не светскими, то точно общественными. Кстати, «школа» есть польское слово.
В школах могли учиться дети из любого сословия, но обучение было платным (для низшего сословия – минимальным). Ученики проводили в школе весь день. Уроки начинались рано утром, а заканчивались после вечерней молитвы. Домой не уносились ни книги, ни домашнее задание – дети делали в школе все.
При слове «школавы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10—12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.
…Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. За одним длинным столом сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это — дети феодалов, богатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой народ не имел доступа в школы.
Учитель — священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церквах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе перед учителем — единственная рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на латинском языке г, а ученики вслед за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть. С молитв начиналось обучение в средневековой школе.
Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. С единственной книгой учитель медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.
Не все научившиеся читать латинские тексты, далекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное.
На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Это было настоящее искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно удавалось. Франкский император Карл Великий (768— 814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.
Кроме чтения и письма, учили изображать числа с пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном приходских священников.