15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, принадлежавшем Французскому королевству, появился на свет человек, чье влияние мир ощущает на себе до сих пор. Так сложилось, что в особенности это влияние распространилось на Францию и Россию. Ну и на всю Европу тоже. Мальчика назвали редким для того времени именем – Наполеоне. Фамилия у него тоже была не простая – Буонапарте. Став взрослым, он переделал имя и фамилию на французский лад и назвался проще: Наполеон Бонапарт. Этому имени суждено было остаться в веках и стать нарицательным.
Ведь сам Наполеон и его деяния долгое время были (да и до сих пор остаются) примером для подражания и источником вдохновения для многих политиков разных стран и времен. Всем более или менее понятно, что имеется в виду, когда кого-то называют Наполеоном или говорят о наполеоновских планах. В двух словах – имеются в виду планы великие. А Наполеонами называют, как правило, личностей большого размаха, наделенных выдающимися талантами и удачно применяющими их в своем деле… Но почему так? Это как раз и интересно. Ведь тут мы имеем дело с одним из тех странных случаев, когда посмертная историческая судьба персонажа перечеркнула и заставила забыть те реальные дела, которыми этот персонаж отличился в реальной истории…
Проследим же, какова была реальная роль Наполеона для Франции и Европы, а заодно и для России, и каковы на самом деле были те результаты, к которым привела та эпоха, которую принято сейчас называть наполеоновской.
Наполеон и Франция. Наполеон был не слишком знатен: второй сын мелкого дворянина. Так что ни на какие особенно большие карьерные успехи он мог бы и не рассчитывать, если бы не Великая французская революция. Которая сломала все сословные перегородки, и в сложившихся новых условиях Бонапарт легко смог проявить свои природные таланты. Ну и удачливость, конечно, сыграла определенную роль. Сначала он удачно выбрал специальность артиллериста. Потом несколько раз удачно оказался в нужное время в нужном месте (например, под мятежным Тулоном в 1793 году, затем во главе войск, подавлявших роялистский бунт в Париже в 1795 году, во главе итальянской армии в кампании 1797 года).
Логика постреволюционного развития неумолимо подталкивала Францию к диктатуре. Кандидатов на роль диктатора было немало, но в силу обстоятельств и его личной удачливости фигура Бонапарта в 1799 году оказалась безальтернативной. Ему не повредила даже провальная экспедиция в Египет. Бросив армию на берегах Нила, Бонапарт вернулся во Францию не как дезертир, но как отечества. И захватил власть, не встретив никакого сопротивления. Занял должность первого консула и тут же закрепил свой диктаторский статус поправками к конституции, которые были формально утверждены всенародным голосованием.
От Бонапарта ожидали, что он быстро наведет порядок, и он эту задачу в принципе выполнил. Создал централизованную систему бюрократического управления, а органы законодательной власти сделал сугубо декоративными. А также ввел в действие знаменитый Кодекс Наполеона, юридически оформивший основы буржуазного уклада.
В ходе революционных войн Наполеон присоединил к Франции богатые и стратегически значимые территории нынешней Бельгии и рейнского левобережья. Жители этих территорий издавна находились под сильным влиянием французской культуры и отнеслись к завоевателям, упразднившим феодальные порядки, совершенно лояльно. В перспективе можно было рассчитывать на полную ассимиляцию населения завоеванных земель, как это произошло в Эльзасе, исконно немецком, но совершенно офранцуженном к концу XVII века.
Эти территориальные приобретения увеличили ресурсный потенциал Франции в такой мере, что в перспективе она могла бы стать самым могущественным и богатым государством Европы. Но сначала надо было закрепить завоевания и добиться дипломатического оформления новых границ Франции.
В мемуарах, написанных на острове Святой Елены, Наполеон пытался оправдать роковой поход 1812 года против России соображениями высшего блага. Свергнутый император изобразил былые замыслы как проект объединения Европы в некое сообщество государств, в рамках которого соблюдались бы права народов, а все спорные вопросы решались бы на международных конгрессах. Тогда прекратились бы войны, а армии сократились бы до размеров гвардейских частей, развлекающих парадами благонравных монархов. То есть Наполеон как бы предвосхитил конструкцию нынешнего Европейского Союза.
Самым наглядным образцом наполеоновского произвола стала его политика в Испании. Испанцы симпатизировали Франции, король Карлос был надежным союзником Наполеона. При Трафальгаре испанцы и французы вместе сражались против англичан. Но своенравный император не нуждался в союзниках, ему нужны были только вассалы. Он решил передать испанский престол своему брату Жозефу (не отмеченному какими-либо талантами и заслугами), а Карлоса вместе с его наследником Фердинандом заманил на французскую территорию и заключил под стражу.
написал как смог) больше не вместилось это самое главное.
Славянофильство появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876)
Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии. В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве". Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево".Славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов) , концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера). Противопоставляя ранних славянофилов западникам, не нужно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".
15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика, принадлежавшем Французскому королевству, появился на свет человек, чье влияние мир ощущает на себе до сих пор. Так сложилось, что в особенности это влияние распространилось на Францию и Россию. Ну и на всю Европу тоже. Мальчика назвали редким для того времени именем – Наполеоне. Фамилия у него тоже была не простая – Буонапарте. Став взрослым, он переделал имя и фамилию на французский лад и назвался проще: Наполеон Бонапарт. Этому имени суждено было остаться в веках и стать нарицательным.
Ведь сам Наполеон и его деяния долгое время были (да и до сих пор остаются) примером для подражания и источником вдохновения для многих политиков разных стран и времен. Всем более или менее понятно, что имеется в виду, когда кого-то называют Наполеоном или говорят о наполеоновских планах. В двух словах – имеются в виду планы великие. А Наполеонами называют, как правило, личностей большого размаха, наделенных выдающимися талантами и удачно применяющими их в своем деле… Но почему так? Это как раз и интересно. Ведь тут мы имеем дело с одним из тех странных случаев, когда посмертная историческая судьба персонажа перечеркнула и заставила забыть те реальные дела, которыми этот персонаж отличился в реальной истории…
Проследим же, какова была реальная роль Наполеона для Франции и Европы, а заодно и для России, и каковы на самом деле были те результаты, к которым привела та эпоха, которую принято сейчас называть наполеоновской.
Наполеон и Франция. Наполеон был не слишком знатен: второй сын мелкого дворянина. Так что ни на какие особенно большие карьерные успехи он мог бы и не рассчитывать, если бы не Великая французская революция. Которая сломала все сословные перегородки, и в сложившихся новых условиях Бонапарт легко смог проявить свои природные таланты. Ну и удачливость, конечно, сыграла определенную роль. Сначала он удачно выбрал специальность артиллериста. Потом несколько раз удачно оказался в нужное время в нужном месте (например, под мятежным Тулоном в 1793 году, затем во главе войск, подавлявших роялистский бунт в Париже в 1795 году, во главе итальянской армии в кампании 1797 года).
Логика постреволюционного развития неумолимо подталкивала Францию к диктатуре. Кандидатов на роль диктатора было немало, но в силу обстоятельств и его личной удачливости фигура Бонапарта в 1799 году оказалась безальтернативной. Ему не повредила даже провальная экспедиция в Египет. Бросив армию на берегах Нила, Бонапарт вернулся во Францию не как дезертир, но как отечества. И захватил власть, не встретив никакого сопротивления. Занял должность первого консула и тут же закрепил свой диктаторский статус поправками к конституции, которые были формально утверждены всенародным голосованием.
От Бонапарта ожидали, что он быстро наведет порядок, и он эту задачу в принципе выполнил. Создал централизованную систему бюрократического управления, а органы законодательной власти сделал сугубо декоративными. А также ввел в действие знаменитый Кодекс Наполеона, юридически оформивший основы буржуазного уклада.
В ходе революционных войн Наполеон присоединил к Франции богатые и стратегически значимые территории нынешней Бельгии и рейнского левобережья. Жители этих территорий издавна находились под сильным влиянием французской культуры и отнеслись к завоевателям, упразднившим феодальные порядки, совершенно лояльно. В перспективе можно было рассчитывать на полную ассимиляцию населения завоеванных земель, как это произошло в Эльзасе, исконно немецком, но совершенно офранцуженном к концу XVII века.
Эти территориальные приобретения увеличили ресурсный потенциал Франции в такой мере, что в перспективе она могла бы стать самым могущественным и богатым государством Европы. Но сначала надо было закрепить завоевания и добиться дипломатического оформления новых границ Франции.
В мемуарах, написанных на острове Святой Елены, Наполеон пытался оправдать роковой поход 1812 года против России соображениями высшего блага. Свергнутый император изобразил былые замыслы как проект объединения Европы в некое сообщество государств, в рамках которого соблюдались бы права народов, а все спорные вопросы решались бы на международных конгрессах. Тогда прекратились бы войны, а армии сократились бы до размеров гвардейских частей, развлекающих парадами благонравных монархов. То есть Наполеон как бы предвосхитил конструкцию нынешнего Европейского Союза.
Самым наглядным образцом наполеоновского произвола стала его политика в Испании. Испанцы симпатизировали Франции, король Карлос был надежным союзником Наполеона. При Трафальгаре испанцы и французы вместе сражались против англичан. Но своенравный император не нуждался в союзниках, ему нужны были только вассалы. Он решил передать испанский престол своему брату Жозефу (не отмеченному какими-либо талантами и заслугами), а Карлоса вместе с его наследником Фердинандом заманил на французскую территорию и заключил под стражу.
написал как смог) больше не вместилось это самое главное.
в) Славянофилы
Объяснение:
Славянофильство появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876)
Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии. В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве". Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево".Славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов) , концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера). Противопоставляя ранних славянофилов западникам, не нужно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".