Подавив восстание декабристов, как стали называть первых русских революционеров, Николай I жестоко расправился с его участниками. Пятеро из них - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены, свыше 120 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Николай I беспощадно мстил своим политическим противникам. Активных участников декабрьского восстания 1825 г., выдержавших многолетнюю каторгу, он до конца своей жизни держал в Сибири.
Заключенные декабристы. Рисунок декабриста Н. Репина.
Восстание декабристов не могло привести к победе прежде всего потому, что они сознательно отстраняли народ от участия в революционной борьбе с самодержавием. На Сенатской площади декабристы не прибегли к народа. В. И. Ленин писал: «Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа».
Тем не менее революционное выступление декабристов против царизма получило в стране широкие сочувственные отклики. Вместе с декабристами осознали необходимость борьбы с самодержавием многие передовые люди того времени. Суровая расправа с декабристами встретила осуждение со стороны современников и пробудила горячее участие к жертвам царизма. Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России.
В. И. Ленин считал восстание декабристов начальным этапом в истории русского революционного движения. Он указал на прямую связь выступления декабристов с последующими этапами революционно-освободительной борьбы в России: «Узок круг этих революционеров, - писал В. И. Ленин. - Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».(В. И. Ленин, Памяти Герцена, Соч., т. 18, стр. 14.)
Восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. вызвало острый интерес в Западной Европе. Сначала оно казалось очередной попыткой дворцового переворота и оценивалось исключительно под углом зрения его внешнеполитических последствий. Некоторые английские газеты не скрывали своих расчетов на ослабление влияния России.
Николай I поспешил дать событиям свое толкование. На приеме иностранных послов в Петербурге он объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Реакционная печать Западной Европы сразу подхватила эту официальную версию, соответственно изображая положение в России и рисуя поведение Николая I в героических тонах.
Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным 12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарный год делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето), куз (осень), кыш (зима).
Летосчисление у киргизов, как и у всех народов мусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались с новолунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись одним солнечным днем и одной ночью.
Каждый год определялся названиями домашних н диких животных. Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды для народа в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждый цикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возраст человека,
Наблюдая за поведением диких животных, птиц, за первым и последним громом, молнией и другими явлениями природы, некоторые люди - народные летосчислители (эсепчи) нередко верно предсказывали характер наступающего сезона, что учитывалось скотоводами-киргизами.
Подавив восстание декабристов, как стали называть первых русских революционеров, Николай I жестоко расправился с его участниками. Пятеро из них - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены, свыше 120 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Николай I беспощадно мстил своим политическим противникам. Активных участников декабрьского восстания 1825 г., выдержавших многолетнюю каторгу, он до конца своей жизни держал в Сибири.
Заключенные декабристы. Рисунок декабриста Н. Репина.
Восстание декабристов не могло привести к победе прежде всего потому, что они сознательно отстраняли народ от участия в революционной борьбе с самодержавием. На Сенатской площади декабристы не прибегли к народа. В. И. Ленин писал: «Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа».
Тем не менее революционное выступление декабристов против царизма получило в стране широкие сочувственные отклики. Вместе с декабристами осознали необходимость борьбы с самодержавием многие передовые люди того времени. Суровая расправа с декабристами встретила осуждение со стороны современников и пробудила горячее участие к жертвам царизма. Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России.
В. И. Ленин считал восстание декабристов начальным этапом в истории русского революционного движения. Он указал на прямую связь выступления декабристов с последующими этапами революционно-освободительной борьбы в России: «Узок круг этих революционеров, - писал В. И. Ленин. - Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».(В. И. Ленин, Памяти Герцена, Соч., т. 18, стр. 14.)
Восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. вызвало острый интерес в Западной Европе. Сначала оно казалось очередной попыткой дворцового переворота и оценивалось исключительно под углом зрения его внешнеполитических последствий. Некоторые английские газеты не скрывали своих расчетов на ослабление влияния России.
Николай I поспешил дать событиям свое толкование. На приеме иностранных послов в Петербурге он объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Реакционная печать Западной Европы сразу подхватила эту официальную версию, соответственно изображая положение в России и рисуя поведение Николая I в героических тонах.
Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным 12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарный год делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето), куз (осень), кыш (зима).
Летосчисление у киргизов, как и у всех народов мусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались с новолунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись одним солнечным днем и одной ночью.
Каждый год определялся названиями домашних н диких животных. Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды для народа в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждый цикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возраст человека,
Наблюдая за поведением диких животных, птиц, за первым и последним громом, молнией и другими явлениями природы, некоторые люди - народные летосчислители (эсепчи) нередко верно предсказывали характер наступающего сезона, что учитывалось скотоводами-киргизами.