18 век стал веком перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Преобразования в России не могли быть успешными без повышения культурного уровня ее граждан. Армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату - образованные чиновники, а бурное развитие экономики потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. Решение этих задач было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения и ориентирование создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.
В 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. Дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.
Россия не имела собственных специальных учебных заведений. Петр I вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. Необходимо было создать систему светского образования. Начало положено в 1701 г. открытием Артиллерийской школы. В 1712 г. открыта Навигационная школа, в 1707 г. Медицинское училище. В 1725 г. по инициативе Петра I были созданы Петербургская Академия наук и университет для подготовки научных кадров.
В России создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. За первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. Было положено начало изданию периодической литературы.
В 1703 г. в Москве начали печатать «Ведомости о военных и иных делах», где сообщались новости внутренней и зарубежной жизни. Появляется учебная литература («Букварь» Ф.Поликарпова, «Арифметика» Л.Магницкого). В 1708 г. по указанию Петра книги гражданского содержания стали печатать упрощенным шрифтом. В 1717 г. издано «Юности честное зерцало,- или Показание к житейскому обхождению...», в котором был дан свод знаний о правилах хорошего тона, азбука, правила произношения и арифметика.
Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге был открыт первый естественноисторический музей - Кунсткамера.
Практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. Были организованы многочисленные географические экспедиции, в результате которых исследованы и описаны Камчатка, Сибирь, Дальний Восток (экспедиции Ф.И.Соймонова, В.Беринга, А.И.Чирикова). Это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.
Освободившаяся от влияния церкви литература петровского времени сохраняет старые формы, но наполняется новым содержанием. Чисто светские сюжеты отвечают запросам современников: «История о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королеве Ираклии Флорентийской земли», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре».
Архитектурное русское искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. Принципы нового зодчества были воплощены при строительстве. Петербурга. Городские здания несут сплав русских художественных традиций и элементов архитектуры западных стран - название ему русское или петровское барокко.
Важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меншиков дворец на Васильевском острове. С именами архитекторов Д.Трезини, М.Земцова, Дж.-М.Фонтана, Г.Феделя связано формирование стиля барокко в русской архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.
В Москве строятся монументальное промышленное здание Арсенала в Кремле и здание Суконного двора. Здесь работает выдающийся русский архитектор И.П.Зарудный.
Живопись петровского периода представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. На их картинах - светские сюжеты и портреты современников, написанные маслом.
Идеология народничества. Кризис самодержавно-крепостпической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны. Центральным звеном системы взглядов народничества явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины (см. Община, раздел Община в России). Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 — начале 50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н. П. Огарев. «Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда — вера в возможность крестьянской социалистической революции — вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством», — писал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 271). В конце 60—70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция — осознанно или неосознанно — разделялась большинством деятелей народничества Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859—61 не крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в народничестве получил развитие «экономический романтизм» (В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» — некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России. Политические воззрения народничества, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным народничеством Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками — дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы. Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции. Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. были М. А. Бакунин, Лавров, П. Н. Ткачёв. Считая русского крестьянина «прирождённым» социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить на
18 век стал веком перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре. Преобразования в России не могли быть успешными без повышения культурного уровня ее граждан. Армии и флоту требовались военные специалисты, бюрократическому аппарату - образованные чиновники, а бурное развитие экономики потребовало большого количества специалистов с техническим образованием. Решение этих задач было возможно только при условии начала реорганизации системы обучения и ориентирование создаваемых учебных заведений на изучение точных и прикладных наук.
В 1714 г. существующая сеть школ пополнилась цифирными школами в губерниях. Дети военных стали посещать школы при гарнизонах, а дети духовенства получали образование при епархиях.
Россия не имела собственных специальных учебных заведений. Петр I вынужден был для получения образования отправлять дворянскую молодежь за границу. Необходимо было создать систему светского образования. Начало положено в 1701 г. открытием Артиллерийской школы. В 1712 г. открыта Навигационная школа, в 1707 г. Медицинское училище. В 1725 г. по инициативе Петра I были созданы Петербургская Академия наук и университет для подготовки научных кадров.
В России создается сеть типографий для печатания отечественных научных и технических книг. За первую четверть века удалось издать более 600 новых работ. Было положено начало изданию периодической литературы.
В 1703 г. в Москве начали печатать «Ведомости о военных и иных делах», где сообщались новости внутренней и зарубежной жизни. Появляется учебная литература («Букварь» Ф.Поликарпова, «Арифметика» Л.Магницкого). В 1708 г. по указанию Петра книги гражданского содержания стали печатать упрощенным шрифтом. В 1717 г. издано «Юности честное зерцало,- или Показание к житейскому обхождению...», в котором был дан свод знаний о правилах хорошего тона, азбука, правила произношения и арифметика.
Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге был открыт первый естественноисторический музей - Кунсткамера.
Практические потребности государства обусловили возрастание интереса к естественным наукам. Были организованы многочисленные географические экспедиции, в результате которых исследованы и описаны Камчатка, Сибирь, Дальний Восток (экспедиции Ф.И.Соймонова, В.Беринга, А.И.Чирикова). Это время ознаменовалось развитием горного дела, металлургии, военной техники.
Освободившаяся от влияния церкви литература петровского времени сохраняет старые формы, но наполняется новым содержанием. Чисто светские сюжеты отвечают запросам современников: «История о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королеве Ираклии Флорентийской земли», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре».
Архитектурное русское искусство обрело светский характер, появились новые формы, новый стиль. Принципы нового зодчества были воплощены при строительстве. Петербурга. Городские здания несут сплав русских художественных традиций и элементов архитектуры западных стран - название ему русское или петровское барокко.
Важнейшие архитектурные памятники, сооруженные в это время: Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Меншиков дворец на Васильевском острове. С именами архитекторов Д.Трезини, М.Земцова, Дж.-М.Фонтана, Г.Феделя связано формирование стиля барокко в русской архитектуре, строительство столицы осуществлялось по заранее разработанному плану.
В Москве строятся монументальное промышленное здание Арсенала в Кремле и здание Суконного двора. Здесь работает выдающийся русский архитектор И.П.Зарудный.
Живопись петровского периода представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. На их картинах - светские сюжеты и портреты современников, написанные маслом.