С начала 14 в. наметился новый подъем КУЛЬТУРЫ в русских землях, который продолжался в течение 14-15 в.
Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.
Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) . Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение. Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при итальянских мастеров. В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.
Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .
К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".
Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.
Литература 16 в. отличалась публицистичностью. Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.
Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА. В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.
Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело. В конце 15 в. в Москве стал действовать государст. Пушечный двор. В 1586 г. он отлили знаменитую Царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м. 16 в. время неблагоп. для развития русской культуры.
С народным ополчением связано немало героических страниц в истории русского народа, который не раз поднимался на борьбу с иноземными захватчиками, изгонял их со своей территории. Создание ополченческих частей и соединений в 1941 году явилось новым воплощением и дальнейшим развитием этой славной исторической традиции.
Подвиг ополченцев, внесших неоценимый вклад в защиту нашей Родины и ее столицы, получил отражение в научных исследованиях и другой литературе. Однако в них не всегда уделяется достаточное внимание особенностям формирования ополченческих дивизий, имеются отдельные разночтения, неточности. Между тем изучение этих особенностей дает возможность лучше понять сущность добровольческого движения, уяснить всенародный характер Великой Отечественной Войны.
Рассматривая процесс формирования дивизий народного ополчения, следует, прежде всего, остановиться на принципе добровольности как главном принципе и важнейшей особенности этого процесса. В отличие от формирования регулярных воинских частей в ополчение люди не призывались. Наоборот, туда шли те, кто не подлежал призыву в армию, но стремился принять непосредственное участие в вооруженной борьбе с агрессором. И эта добровольность проявилась уже в первые дни войны.
Москвичи с гневом и возмущением восприняли сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На митингах и собраниях они выражали готовность с оружием в руках встать защиту Родины. Свои чувства они подкрепляли заявлениями с о немедленной отправке в действующую армию.
Уже через два часа после выступления по радио В.М. Молотова с сообщением о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз в военкомат Ростокинскоro района было подано 40 заявлений от добровольцев. В течение 22 июня в Киевский РК ВКП (6) от коммунистов поступило свыше 2-х тысяч заявлений. В тот же день 5 тысяч юношей и девушек Тимирязевского района подали заявления об отправке их на фронт.
Таких примеров можно привести немало. Они свидетельствуют подлинном патриотизме советских людей, чувстве личной ответственности за судьбу страны и своего родного города. С принципом добровольности непосредственно связываются организационные мероприятия по формированию ополченческих дивизий.
Начало их формирования обычно связывают с совещанием в ЦК ВКП (б) в ночь на 2 июля 1941 года и последующими совещаниями в Московском горкоме и районных комитетах партии, состоявшимися в тот же день. Несомненно они, как и выступление по радио И.В. Сталина 3 июля, явились действенными стимулами в развитии ополченческого движения. Но сам процесс создания добровольческих народных формирований начался фактически в первые дни войны как выражение отношения народа к судьбе Отечества.
Уже на пятый день был сформирован полк из добровольцев Ленинского района. Они без отрыва от производства изучали военное дело, затем приняли участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной Войны.
В эти же дни во всех районах Москвы на добровольных началах создавались истребительные батальоны, в которые вступили 12500 человек.
Военно-добровольческие формирования были созданы в Кировском, Ленинградском и других районах столицы.
Все это говорит о том, что инициаторами добровольческого, ополченческого движения были сами москвичи. Заслуга государственных, партийных и советских органов состояла в том, что, поняв и оценив значение патриотического подъема народных масс, они поддержали его, воплотив в конкретные организационные формы.
А о степени патриотического подъема москвичей можно судить по все возраставшему потоку заявлений трудящихся с зачислить в народное ополчение.
Уже 1 июля на заводе "Красный пролетарий" к 13 часам в ополчение записалось 1000 человек, на Трансформаторном заводе к 18 часам того же дня - 320 человек.
2 июля во Фрунзенском районе было подано свыше 4500 заявлений, в Ленинском - 3800, а Таганском - 2700 и т.д.
Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища,
в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют
о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.
В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.
Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже").
В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести:
"О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) .
Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение.
Возобновляется активное каменное строительство.
При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный
Кремль при итальянских мастеров.
В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.
Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод -
"Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .
К 1480 г. относится создание Московского летописного свода.
В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития.
В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в.
работал выдающийся художник Феофан Грек.
Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев.
Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом
монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".
Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья.
Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.
Литература 16 в. отличалась публицистичностью.
Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов.
Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти.
С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание.
Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров.
Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.
Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА.
В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и
крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового
стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.
Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело. В конце 15 в. в Москве стал действовать государст. Пушечный двор.
В 1586 г. он отлили знаменитую Царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м.
16 в. время неблагоп. для развития русской культуры.
С народным ополчением связано немало героических страниц в истории русского народа, который не раз поднимался на борьбу с иноземными захватчиками, изгонял их со своей территории. Создание ополченческих частей и соединений в 1941 году явилось новым воплощением и дальнейшим развитием этой славной исторической традиции.
Подвиг ополченцев, внесших неоценимый вклад в защиту нашей Родины и ее столицы, получил отражение в научных исследованиях и другой литературе. Однако в них не всегда уделяется достаточное внимание особенностям формирования ополченческих дивизий, имеются отдельные разночтения, неточности. Между тем изучение этих особенностей дает возможность лучше понять сущность добровольческого движения, уяснить всенародный характер Великой Отечественной Войны.
Рассматривая процесс формирования дивизий народного ополчения, следует, прежде всего, остановиться на принципе добровольности как главном принципе и важнейшей особенности этого процесса. В отличие от формирования регулярных воинских частей в ополчение люди не призывались. Наоборот, туда шли те, кто не подлежал призыву в армию, но стремился принять непосредственное участие в вооруженной борьбе с агрессором. И эта добровольность проявилась уже в первые дни войны.
Москвичи с гневом и возмущением восприняли сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. На митингах и собраниях они выражали готовность с оружием в руках встать защиту Родины. Свои чувства они подкрепляли заявлениями с о немедленной отправке в действующую армию.
Уже через два часа после выступления по радио В.М. Молотова с сообщением о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз в военкомат Ростокинскоro района было подано 40 заявлений от добровольцев. В течение 22 июня в Киевский РК ВКП (6) от коммунистов поступило свыше 2-х тысяч заявлений. В тот же день 5 тысяч юношей и девушек Тимирязевского района подали заявления об отправке их на фронт.
Таких примеров можно привести немало. Они свидетельствуют подлинном патриотизме советских людей, чувстве личной ответственности за судьбу страны и своего родного города. С принципом добровольности непосредственно связываются организационные мероприятия по формированию ополченческих дивизий.
Начало их формирования обычно связывают с совещанием в ЦК ВКП (б) в ночь на 2 июля 1941 года и последующими совещаниями в Московском горкоме и районных комитетах партии, состоявшимися в тот же день. Несомненно они, как и выступление по радио И.В. Сталина 3 июля, явились действенными стимулами в развитии ополченческого движения. Но сам процесс создания добровольческих народных формирований начался фактически в первые дни войны как выражение отношения народа к судьбе Отечества.
Уже на пятый день был сформирован полк из добровольцев Ленинского района. Они без отрыва от производства изучали военное дело, затем приняли участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной Войны.
В эти же дни во всех районах Москвы на добровольных началах создавались истребительные батальоны, в которые вступили 12500 человек.
Военно-добровольческие формирования были созданы в Кировском, Ленинградском и других районах столицы.
Все это говорит о том, что инициаторами добровольческого, ополченческого движения были сами москвичи. Заслуга государственных, партийных и советских органов состояла в том, что, поняв и оценив значение патриотического подъема народных масс, они поддержали его, воплотив в конкретные организационные формы.
А о степени патриотического подъема москвичей можно судить по все возраставшему потоку заявлений трудящихся с зачислить в народное ополчение.
Уже 1 июля на заводе "Красный пролетарий" к 13 часам в ополчение записалось 1000 человек, на Трансформаторном заводе к 18 часам того же дня - 320 человек.
2 июля во Фрунзенском районе было подано свыше 4500 заявлений, в Ленинском - 3800, а Таганском - 2700 и т.д.