Реформация в Европе. Католическая церковь накануне Реформации: обширные земельные владения, огромные доходы от эксплуатации крестьян и горожан; моральное разложение священников и падение авторитета церкви; продажа индульгенций и церковных должностей; огромные богатства церкви, призывающей прихожан к скромности и неприхотливости; вмешательство церкви во внутренние дела государств. Всё это вызывало недовольство. В 1517 г. , с выступления Мартина Лютера, началась Реформация в Германии, которая вскоре распространилась на всю Европу. Реформация положила начало протестантизму как новой разновидности христианства. Чего хотели протестанты: «дешевую церковь» , отмены феодальных повинностей и освобождения крестьян, закрытия многих монастырей, секуляризации, свободы светской власти от церковных ограничений. Верующему человеку не нужен посредник между ним и Богом, не нужны священники, церкви и папа римский. Отказались от почитания Богородицы, святых, ангелов, от поклонения иконам. Из 7 христианских таинств признали только 2: крещение и причащение. Обряды упрощены, нет монашества. Основные течения протестантизма: 1. Лютеранство. Основоположник – Мартин Лютер. Осн. идеи: нельзя отпускать грехи без покаяния, нельзя брать деньги за покаяние (против индульгенций) . Нужно укреплять веру, а не церковь; не следует поклоняться иконам и проводить пышные обряды. Ликвидировать папство, а главой церкви в каждом немецком княжестве сделать самого князя. Все богослужения проводить на родном языке, а не на латыни. Перевести Библию, чтобы ее мог читать каждый. В 1555 г. – Аугсбургский религиозный мир: «Чья власть – того и вера» . 2. Кальвинизм. Основатель - Жан Кальвин (Швейцария) . Распространилось в Англии (пуритане) , Франции (гугеноты) , Нидерландах и др. странах. Полный разрыв с католичеством. Это учение о «божественном предопределении» : в рай попадет только тот, кто много работает и наживает богатства. Бедность не может быть признаком святости, бедные теряют милость Божью и не попадут в рай. Лень и щедрость – величайшие пороки. Одобряли скупость и усердие в труде ради накопления богатств. Осуждали веселье, нарядную одежду, развлечения, пустую трату времени и денег. Кальвинисты делились на общины, во главе которых стояли пресвитеры, избираемые прихожанами. Судьба человека полностью в руках Господа. Если успех в жизни – значит, человек избран Богом, если неудачник, значит, Бог отверг. В основном, кальвинизм проповедовала буржуазия. 3. Анабаптизм. Народная Реформация (один из сторонников – Томас Мюнцер) . Называли себя «святыми» , вторично крестились, будучи взрослыми. Считали, что вправе свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливать справедливые законы и судить грешников. Католическая церковь боролась против Реформации, этот процесс получил название Контрреформация. Целью Контрреформации являлось укрепление основ католической церкви и власти папы римского. Против протестантов выступили князья Южной Германии, император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II и итальянские князья. Опора Контрреформации – католический орден иезуитов, основанный испанским дворянином Ингасио Лойола. Военная дисциплина, при этом они ничем не выделялись среди простых людей, подслушивали, втирались в доверие, уничтожали любого противника папы. Ради церкви – даже убийство не грех. Основной принцип – «цель оправдывает средства» . Инквизиция пытала и сжигала всех, на кого падали хоть малейшие подозрения в протестантизме.
Филипп II в общем продолжал политику своего отца в смысле стремления к первенству в Европе. Но между ними существовала и разница. Если Карла V нельзя причислить к какой-либо национальности, то Филипп II был прежде всего испанец и выше всего ставил свои интересы, как именно испанского короля. Карл V был врагом реформации, но по мотивам скорее политического, чем религиозного свойства, тогда как Филипп II был фанатик, который «скорее согласился бы вовсе не быть королем, чем управлять неверными». В последнем отношении он был истинным сыном своего народа, отличавшегося крайней нетерпимостью. В самом начале своего царствования Филипп II совершенно очистил Испанию от «еретиков», предав казни посредством сожжения – в своем присутствии – всех, кого можно было изобличить в принадлежности к протестантизму. Потомки покоренных мавров (мориски), сохранившие родной язык и старый национальный костюм, подверглись заодно этому страшному гонению и были почти вконец истреблены. Лично Филипп II был человек угрюмый и необщительный, лишенный к жалости и состраданию. «Если бы, сказал он однажды, мой собственный сын был еретиком, я сам принес бы дров в костер, чтобы его сжечь». (Известна печальная судьба его старшего сына Дона Карлоса, которого он за непокорство посадил в тюрьму, где несчастный инфант и окончил свои дни).
Реформация в Европе. Католическая церковь накануне Реформации: обширные земельные владения, огромные доходы от эксплуатации крестьян и горожан; моральное разложение священников и падение авторитета церкви; продажа индульгенций и церковных должностей; огромные богатства церкви, призывающей прихожан к скромности и неприхотливости; вмешательство церкви во внутренние дела государств. Всё это вызывало недовольство. В 1517 г. , с выступления Мартина Лютера, началась Реформация в Германии, которая вскоре распространилась на всю Европу. Реформация положила начало протестантизму как новой разновидности христианства. Чего хотели протестанты: «дешевую церковь» , отмены феодальных повинностей и освобождения крестьян, закрытия многих монастырей, секуляризации, свободы светской власти от церковных ограничений. Верующему человеку не нужен посредник между ним и Богом, не нужны священники, церкви и папа римский. Отказались от почитания Богородицы, святых, ангелов, от поклонения иконам. Из 7 христианских таинств признали только 2: крещение и причащение. Обряды упрощены, нет монашества. Основные течения протестантизма: 1. Лютеранство. Основоположник – Мартин Лютер. Осн. идеи: нельзя отпускать грехи без покаяния, нельзя брать деньги за покаяние (против индульгенций) . Нужно укреплять веру, а не церковь; не следует поклоняться иконам и проводить пышные обряды. Ликвидировать папство, а главой церкви в каждом немецком княжестве сделать самого князя. Все богослужения проводить на родном языке, а не на латыни. Перевести Библию, чтобы ее мог читать каждый. В 1555 г. – Аугсбургский религиозный мир: «Чья власть – того и вера» . 2. Кальвинизм. Основатель - Жан Кальвин (Швейцария) . Распространилось в Англии (пуритане) , Франции (гугеноты) , Нидерландах и др. странах. Полный разрыв с католичеством. Это учение о «божественном предопределении» : в рай попадет только тот, кто много работает и наживает богатства. Бедность не может быть признаком святости, бедные теряют милость Божью и не попадут в рай. Лень и щедрость – величайшие пороки. Одобряли скупость и усердие в труде ради накопления богатств. Осуждали веселье, нарядную одежду, развлечения, пустую трату времени и денег. Кальвинисты делились на общины, во главе которых стояли пресвитеры, избираемые прихожанами. Судьба человека полностью в руках Господа. Если успех в жизни – значит, человек избран Богом, если неудачник, значит, Бог отверг. В основном, кальвинизм проповедовала буржуазия. 3. Анабаптизм. Народная Реформация (один из сторонников – Томас Мюнцер) . Называли себя «святыми» , вторично крестились, будучи взрослыми. Считали, что вправе свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливать справедливые законы и судить грешников. Католическая церковь боролась против Реформации, этот процесс получил название Контрреформация. Целью Контрреформации являлось укрепление основ католической церкви и власти папы римского. Против протестантов выступили князья Южной Германии, император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II и итальянские князья. Опора Контрреформации – католический орден иезуитов, основанный испанским дворянином Ингасио Лойола. Военная дисциплина, при этом они ничем не выделялись среди простых людей, подслушивали, втирались в доверие, уничтожали любого противника папы. Ради церкви – даже убийство не грех. Основной принцип – «цель оправдывает средства» . Инквизиция пытала и сжигала всех, на кого падали хоть малейшие подозрения в протестантизме.
Филипп II в общем продолжал политику своего отца в смысле стремления к первенству в Европе. Но между ними существовала и разница. Если Карла V нельзя причислить к какой-либо национальности, то Филипп II был прежде всего испанец и выше всего ставил свои интересы, как именно испанского короля. Карл V был врагом реформации, но по мотивам скорее политического, чем религиозного свойства, тогда как Филипп II был фанатик, который «скорее согласился бы вовсе не быть королем, чем управлять неверными». В последнем отношении он был истинным сыном своего народа, отличавшегося крайней нетерпимостью. В самом начале своего царствования Филипп II совершенно очистил Испанию от «еретиков», предав казни посредством сожжения – в своем присутствии – всех, кого можно было изобличить в принадлежности к протестантизму. Потомки покоренных мавров (мориски), сохранившие родной язык и старый национальный костюм, подверглись заодно этому страшному гонению и были почти вконец истреблены. Лично Филипп II был человек угрюмый и необщительный, лишенный к жалости и состраданию. «Если бы, сказал он однажды, мой собственный сын был еретиком, я сам принес бы дров в костер, чтобы его сжечь». (Известна печальная судьба его старшего сына Дона Карлоса, которого он за непокорство посадил в тюрьму, где несчастный инфант и окончил свои дни).