Жан Кальви́н французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Центральная доктрина кальвинизма верховная власть Бога во всём. В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Широко применялась смертная казнь. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер. Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения. кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.
КАЛЬВИНИЗМ протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в: в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины - идея абсолютного предопределения и идея божеств. невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к " ", других к погибели, одних к раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор (praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о предопределении "...было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. "Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение" (Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об "абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистич. покорности судьбе. Согласно К., человеку не дано знать, предопределен ли он богом к или к осуждению, верующий должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А т. к. (в данном случае выступает на сцену 2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Т. о. получало религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще, ибо успех буржуа - предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается К. как показатель предызбранности человека к " ". К. как идеология буржуазии оправдывал ростовщич. процент и считал, что рабство вполне допустимо с религ. точки зрения. И то и другое положение оправдывало практику буржуазии времени первонач. накопления, освобождая ее от запрета католич. церкви брать проценты и давая религ. санкцию начавшим принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся К. "мирской аскетизм", "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, 1953, с. 52), выражался в простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный богом". К инаковерующим К. не менее нетерпим, чем католицизм, особенно к тем вероучениям, к-рые были религ. оболочкой клас. борьбы эксплуатируемых масс (анабаптизм); К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму
кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.