По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента - Национальное собрание - провозглашалось единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности. Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата - Совет республики - была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Все законодательные предположения, в том числе и выдвинутые членами Совета республики, должны были сначала обсуждаться первой палатой - Национальным собранием. Если в принятый им законопроект Совет республики вносил свои поправки, то Национальное собрание рассматривало его во втором чтении с правом принять или отвергнуть: данное решение считалось окончательным. Поправки, принятые Советом республики абсолютным большинством советников при открытом голосовании, могли быть отвергнуты Национальным собранием только таким же порядком.
Чтобы парализовать старую сенатскую тактику проволочек, превращения законопроекта в "челнок", бесконечно сновавший между Бурбонским и Люксембургским дворцами, статья 20-я конституции 1946 г. ограничивала сроки рассмотрения обычных законодательных предположений Советом республики двумя месяцами, а бюджета и законопроектов - временем рассмотрения данного вопроса в Национальном собрании. Если вторая палата нарушала указанный срок, Национальное собрание имело право обнародовать (промульгировать) закон в том виде, в каком он первое чтение4. Члены второй палаты не имели права подавать интерпелляций (запросов) правительству, за которыми следовало голосование с принятием резолюции, сохранив лишь возможность вносить менее действенные устные и письменные вопросы
По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента - Национальное собрание - провозглашалось единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности. Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата - Совет республики - была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Все законодательные предположения, в том числе и выдвинутые членами Совета республики, должны были сначала обсуждаться первой палатой - Национальным собранием. Если в принятый им законопроект Совет республики вносил свои поправки, то Национальное собрание рассматривало его во втором чтении с правом принять или отвергнуть: данное решение считалось окончательным. Поправки, принятые Советом республики абсолютным большинством советников при открытом голосовании, могли быть отвергнуты Национальным собранием только таким же порядком.
Чтобы парализовать старую сенатскую тактику проволочек, превращения законопроекта в "челнок", бесконечно сновавший между Бурбонским и Люксембургским дворцами, статья 20-я конституции 1946 г. ограничивала сроки рассмотрения обычных законодательных предположений Советом республики двумя месяцами, а бюджета и законопроектов - временем рассмотрения данного вопроса в Национальном собрании. Если вторая палата нарушала указанный срок, Национальное собрание имело право обнародовать (промульгировать) закон в том виде, в каком он первое чтение4. Члены второй палаты не имели права подавать интерпелляций (запросов) правительству, за которыми следовало голосование с принятием резолюции, сохранив лишь возможность вносить менее действенные устные и письменные вопросы