Обогащаясь за счет своих колоний, мы начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара. Мы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена мы также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли мы “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира) , неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н. э. Пользуясь египтян, а иногда Израиля и Иудеи, мы отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае наши корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию, которую мы совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н. э. В течение трех лет мы обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
В конце 16 — начале 17 века в Англии происходит интенсивное развитие хозяйства, прежде всего в аграрной области. Реформы Тюдоров привели к концентрации земли в руках «денежных людей» — сельских дворян-джентри и владельцев мануфактур. Огораживания общинных угодий для разведения овец и торговли шерстью и мясом давали им прибыль и в то же время лишали источника существования беднейших крестьян, которые пополняли ряды безработных. В деревне распространялась крупная капиталистическая аренда земли, создавалась значительная прослойка фермеров. Интересы этих новых слоев общества приходили в противоречие с феодальным правом, держанием земли за рыцарскую службу королю. Собственно крестьянское землевладение оказалось в Англии под угрозой исчезновения. Освобождение копигольда и превращение его во фригольд стало основным условием сохранения крестьянства как класса. В промышленности происходили существенные изменения в формах организации и разделения труда, развивалась мануфактура. В начале 17 в. еще преобладал тип рассеянной мануфактуры; промышленное производство еще тесно было связано с сельским хозяйством, благодаря этому сложился союз буржуазии с новым дворянством — джентри. Эти многочисленные сельские хозяева, которые одновременно были и коммерсантами, и промышленниками, образовали главную оппозиционную силу правящему режиму. Их недовольство усиливается при королях династии Стюартов — Якове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649), правление которых отмечено кризисом английского абсолютизма. Английская монархия, опиравшаяся на аристократию, феодальное дворянство и англиканскую церковь, для пополнения казны раздавала монополии на выпуск товаров, что наряду с цеховыми ограничениями сужало поле деятельности мануфактуристов-предпринимателей. Для борьбы с недовольными корона ввела чрезвычайные суды Звездной палаты и Высокой комиссии. Оппозиция монархии выражалась в первую очередь в протесте против ее идейной опоры — полукатолической англиканской церкви. Еще в 16 веке среди новых классов начинается религиозное движение пуританизма (от англ. pure — чистый) , стремившегося к очищению церкви от дорогостоящих обрядов и таинств, от власти епископов, от церковных судов. Большую роль в радикализации настроений народных масс сыграл английский перевод Библии, нелегально ввозившийся из Женевы. В начале 17 века формируются два основных течения пуританизма: наряду с кальвинистской пресвитерианской церковью появляется множество нонконформистских сект и движений, объединявшихся общим названием индепенденты (независимые) . Английская революция стала последним революционным движением в Европе, проходившим под знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой.
В промышленности происходили существенные изменения в формах организации и разделения труда, развивалась мануфактура. В начале 17 в. еще преобладал тип рассеянной мануфактуры; промышленное производство еще тесно было связано с сельским хозяйством, благодаря этому сложился союз буржуазии с новым дворянством — джентри. Эти многочисленные сельские хозяева, которые одновременно были и коммерсантами, и промышленниками, образовали главную оппозиционную силу правящему режиму. Их недовольство усиливается при королях династии Стюартов — Якове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649), правление которых отмечено кризисом английского абсолютизма. Английская монархия, опиравшаяся на аристократию, феодальное дворянство и англиканскую церковь, для пополнения казны раздавала монополии на выпуск товаров, что наряду с цеховыми ограничениями сужало поле деятельности мануфактуристов-предпринимателей. Для борьбы с недовольными корона ввела чрезвычайные суды Звездной палаты и Высокой комиссии.
Оппозиция монархии выражалась в первую очередь в протесте против ее идейной опоры — полукатолической англиканской церкви. Еще в 16 веке среди новых классов начинается религиозное движение пуританизма (от англ. pure — чистый) , стремившегося к очищению церкви от дорогостоящих обрядов и таинств, от власти епископов, от церковных судов. Большую роль в радикализации настроений народных масс сыграл английский перевод Библии, нелегально ввозившийся из Женевы. В начале 17 века формируются два основных течения пуританизма: наряду с кальвинистской пресвитерианской церковью появляется множество нонконформистских сект и движений, объединявшихся общим названием индепенденты (независимые) . Английская революция стала последним революционным движением в Европе, проходившим под знаменем борьбы одной религиозной доктрины против другой.