С начала 14 в. наметился новый подъем КУЛЬТУРЫ в русских землях, который продолжался в течение 14-15 в.
Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.
Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) . Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение. Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при итальянских мастеров. В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.
Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .
К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".
Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.
Литература 16 в. отличалась публицистичностью. Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.
Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА. В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.
Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело. В конце 15 в. в Москве стал действовать государст. Пушечный двор. В 1586 г. он отлили знаменитую Царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м. 16 в. время неблагоп. для развития русской культуры.
Первая российская революция началась с «кровавого воскресенья» 22 (9) января, когда полиция расстреляла мирную демонстрацию рабочих, возглавляемую священником-украинцем Георгием Гапоном. В этот день около 130 человек было убито и несколько сотен ранено. Когда первый шок, вызванный этим событием, и по империи прокатилась волна возмущения, довольно резко изменились настроения рабочих и крестьян, до сих пор преданных царю. Образ «отца и благодетеля» дал трещину, и всем стала очевидной невероятная бесталанность властей. Общее возмущение правительством быстро переросло в симпатии к революционерам и вызвало готовность к протестам.
В течение весны и лета в империи нарастала волна забастовок. В момент высшего подъема стачечного движения (октябрь 1905 г.) во всеобщей забастовке принимали участие около 2 млн рабочих (120 тыс — в Украине). Одновременно по селам быстро ширились крестьянские выступления, обычно сводившиеся к поджогам и грабежам поместий. Волнения охватили даже армию, где произошел ряд восстаний; наиболее известным стал мятеж на броненосце «Потемкин», стоявшем в одесском порту. Отказавшись открыть огонь по забастовщикам на берегу, экипаж «Потемкина», состоявший в основном из украинцев, возглавленных выходцем из Харьковской губернии Опанасом Матюшенко, поднял восстание и захватил корабль. Среди немногих офицеров, присоединившихся к мятежникам, был О. Коваленко, член РУП.
В условиях нарастания революции царь Николай II пошел на вынужденные уступки. Кульминацией стал знаменитый Манифест 17 октября 1905 г., которым царь даровал своим подданным полные гражданские права и обещал созвать Думу (парламент). Казалось, империя вот-вот преобразуется в конституционную монархию.
Влияние революции на Украину. Революция принесла украинскому движению два коренных изменения: она наконец сняла ненавистные ограничения украинского печатного слова, существовавшие с 1876 г., и позволила украинцам объединяться в легальные общественные организации. Результаты были быстрыми и впечатляющими: если в ноябре 1905 г. издавалась только одна украинская газета, то в начале 1906 г. их было уже 17. Количество издательств выросло с двух до 17, из них 13 находилось в Киеве. Почти в каждом городе появились украинские клубы. Множилось число т» — культурно организаций, создаваемых по образу и подобию галицких. Первая в Восточной Украине та» возникла в Екатеринославе в конце 1905 г.; к середине 1907 г. они действовали уже в 35 городах Украины, причем каждая из них имела многочисленные отделения в прилегающих селах и даже среди украинских эмигрантов на Дальнем Востоке. Однако даже в разгар революции правительство всячески ограничивало рост т» и связи между ними. Вот как это объяснялось в одном из документов: «Учитывая, что характер деятельности и которыми они намереваются влиять на народ являются весьма опасными в условиях нынешних беспорядков... и принимая во внимание, что Малороссия является частью Великорусской державы, а потому подъем национального политического сознания малороссов в настоящее время недопустим... администрация губернии решила отказать в регистрации украинского общества Ширилось кооперативное движение, обычно возглавляемое украинскими деятелями. В Киевской губернии количество кооперативов увеличилось с трех в 1904 г. до 193 в 1907 г., в Подольской — с 18 в 1905 до 200 в 1908, в Харьковской — с двух в 1905 до 50 в 1907 г. Было совершенно ясно, что отмена ограничений выявила в украинском движении потенциал намного больший, чем можно было бы ожидать.
Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища,
в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.
Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют
о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.
В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.
Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже").
В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести:
"О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) .
Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.
Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение.
Возобновляется активное каменное строительство.
При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный
Кремль при итальянских мастеров.
В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.
Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод -
"Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .
К 1480 г. относится создание Московского летописного свода.
В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.
Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития.
В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в.
работал выдающийся художник Феофан Грек.
Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев.
Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом
монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".
Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья.
Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.
Литература 16 в. отличалась публицистичностью.
Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов.
Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти.
С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание.
Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров.
Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.
Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА.
В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и
крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового
стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.
Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело. В конце 15 в. в Москве стал действовать государст. Пушечный двор.
В 1586 г. он отлили знаменитую Царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м.
16 в. время неблагоп. для развития русской культуры.
Первая российская революция началась с «кровавого воскресенья» 22 (9) января, когда полиция расстреляла мирную демонстрацию рабочих, возглавляемую священником-украинцем Георгием Гапоном. В этот день около 130 человек было убито и несколько сотен ранено. Когда первый шок, вызванный этим событием, и по империи прокатилась волна возмущения, довольно резко изменились настроения рабочих и крестьян, до сих пор преданных царю. Образ «отца и благодетеля» дал трещину, и всем стала очевидной невероятная бесталанность властей. Общее возмущение правительством быстро переросло в симпатии к революционерам и вызвало готовность к протестам.
В течение весны и лета в империи нарастала волна забастовок. В момент высшего подъема стачечного движения (октябрь 1905 г.) во всеобщей забастовке принимали участие около 2 млн рабочих (120 тыс — в Украине). Одновременно по селам быстро ширились крестьянские выступления, обычно сводившиеся к поджогам и грабежам поместий. Волнения охватили даже армию, где произошел ряд восстаний; наиболее известным стал мятеж на броненосце «Потемкин», стоявшем в одесском порту. Отказавшись открыть огонь по забастовщикам на берегу, экипаж «Потемкина», состоявший в основном из украинцев, возглавленных выходцем из Харьковской губернии Опанасом Матюшенко, поднял восстание и захватил корабль. Среди немногих офицеров, присоединившихся к мятежникам, был О. Коваленко, член РУП.
В условиях нарастания революции царь Николай II пошел на вынужденные уступки. Кульминацией стал знаменитый Манифест 17 октября 1905 г., которым царь даровал своим подданным полные гражданские права и обещал созвать Думу (парламент). Казалось, империя вот-вот преобразуется в конституционную монархию.
Влияние революции на Украину. Революция принесла украинскому движению два коренных изменения: она наконец сняла ненавистные ограничения украинского печатного слова, существовавшие с 1876 г., и позволила украинцам объединяться в легальные общественные организации. Результаты были быстрыми и впечатляющими: если в ноябре 1905 г. издавалась только одна украинская газета, то в начале 1906 г. их было уже 17. Количество издательств выросло с двух до 17, из них 13 находилось в Киеве. Почти в каждом городе появились украинские клубы. Множилось число т» — культурно организаций, создаваемых по образу и подобию галицких. Первая в Восточной Украине та» возникла в Екатеринославе в конце 1905 г.; к середине 1907 г. они действовали уже в 35 городах Украины, причем каждая из них имела многочисленные отделения в прилегающих селах и даже среди украинских эмигрантов на Дальнем Востоке. Однако даже в разгар революции правительство всячески ограничивало рост т» и связи между ними. Вот как это объяснялось в одном из документов: «Учитывая, что характер деятельности и которыми они намереваются влиять на народ являются весьма опасными в условиях нынешних беспорядков... и принимая во внимание, что Малороссия является частью Великорусской державы, а потому подъем национального политического сознания малороссов в настоящее время недопустим... администрация губернии решила отказать в регистрации украинского общества Ширилось кооперативное движение, обычно возглавляемое украинскими деятелями. В Киевской губернии количество кооперативов увеличилось с трех в 1904 г. до 193 в 1907 г., в Подольской — с 18 в 1905 до 200 в 1908, в Харьковской — с двух в 1905 до 50 в 1907 г. Было совершенно ясно, что отмена ограничений выявила в украинском движении потенциал намного больший, чем можно было бы ожидать.
Объяснение: