Причинами революции стали как социально-экономические и политические изменения, многие годы накапливавшиеся во французском обществе, так и хозяйственные и политические неурядицы, произошедшие в течение нескольких лет, непосредственно предшествовавших 1789 году. К числу долго изменений относятся не королевской власти решить финансовые проблемы государства в рамках существовавшего накануне революции «старого порядка»; нежелание высших сословий (дворянства и духовенства) менять установившийся порядок, дававший им большие привилегии; постепенное становление и обогащение третьего сословия, политические права которого в конце концов пришли в противоречие с его экономическими возможностями; распространение идей Просвещения, ставившего под сомнение традиционные институты и привилегии. Непосредственным толчком к началу революции стали кризис правительственных финансов, вызванный участием Франции в событиях Американской революции; неурожаи и экспорт зерна и вызванные им голод и социальные волнения; негативные последствия торгового договора с Великобританией (1786), открывшего французский рынок для британских товаров[1][2][3].
Франция в XVIII веке была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация всё больше вооружала против монархии народные массы, жизненные интересы которых совершенно игнорировались государством.
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием чёткого законодательства, запутанной системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты либеральные реформы в политической и экономической областях.
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА.
Зарождение буржуазной культуры.
1. Чем был вызван подъем культуры.
Новый класс - буржуазия по новому смотрела на мир. Владельцы мануфактур, купцы, ростовщики были не менее жестокими и жадными, чем феодалы. Чтобы нажить богатство, они не гнушались ничем. Но в отличие от ленивых феодалов буржуазия была деятельна и предприимчива. Жажда наживы гнала купцов в далёкие и опасные плавания, заставляла их открывать новые земли. Соперничая друг с другом, владельцы мануфактур вводили более совершенные орудия труда и при На заре своего возникновения буржуазия была заинтересована в развитии науки и техники.
Своим богатством новый класс превосходил феодалов. На деньги, полученные от эксплуатации наёмных рабочих, буржуазия хотела жить весело и красиво. Выполняя заказы богачей, архитекторы строили роскошные дворцы. Художники рисовали картины, скульпторы высекали из мрамора статуи, которыми богачи украшали свои светлые, просторные дома. Буржуазия нуждалась в образованных и талантливых людях.
В XV-XVI веках страны Западной Европы переживали подъём культуры. Он был связан с зарождением нового класса - буржуазии.
2. Интерес к древней культуре.
Отвергая нелепые вымыслы о мире, учёные стали внимательно изучать природу. В это Время в Европа появились первые ботанические и зоологические сады.
Писателей интересовали люди, их радости и страдания. Они описывали бурную жизнь своего времени, воспевали в стихах сильные чувства человека и красоту природы.
Скульпторы и художники внимательно изучали строение человеческого тела. Они изображать людей как можно правдивей.
Возрождалась вера в силы и человека. Писатель XV века говорил: «Человеку дано достигнуть того, к чему он стремится».
Деятелей новой, буржуазной культуры интересовал человек и его дела.
3. Интерес к древней культуре.
Образованные люди XV-XVI веков начали проявлять большой интерес к культуре древней Греции и Древнего Рима в отличие от мрачного и без - жизненного церковного искусства произведения древней культуры были жизнерадостны, прославляли красоту человека. Этим они и привлекали к себе новых писателей и художников.
В подвалах монастырей любители древности отыскивали старинные рукописи, в земле откапывали статуи греческих богов и героев. Эти находки ценились очень дорого. Некоторые богачи - любители искусства не жалели денег для приобретения статуй или старинных рукописей. Стало модой знать греческий и латинский языки, на которых говорили современники Перикла и Октавиана Августа. Писатели и художники тщательно изучали произведения древних греков и римлян, восхищались ими, стремились им подражать.
Древняя культура, осуждённая католической церковью и забытая всеми в предыдущие века, как бы снова возрождалась. Поэтому время, когда возникала новая, буржуазная культура, получила название Возрождения.
4 Отношение к феодалам и церкви.
Многие деятели Возрождения высмеивали грубых и ленивых феодалов. Итальянский писатель говорил: «Кичиться своим древним происхождение это значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников». Он утверждал, что слава и благородство достигаются не чужими, а собственными заслугами человека.
Учёные, писатели и художники Возрождения выступали против церкви. Невежество и глупость священников и монахов, жадность и властолюбие пап стали постоянной мишенью для нападок передовых писателей и поэтов. Ещё до начала реформации в Германии поэт Ульрихфон Гуттен едко высмеивал римского папу. Он писал, что папа подчиняет себе всё с трёх вещей: насилия, хитрости и лицемерия.
Но деятели Возрождения не собирались до конца порывать с религией и церковью. Буржуазия хотела сохранить религию как основу миропорядка.
5. Новая культура и народ.
Культура Возрождения развивалась на основе всего лучшего, что создали народные массы в средние Века. Писатели и поэты перерабатывали басни, сказки и стихи горожан. Архитекторы и скульпторы использовали опыт городских ремесленников.
Но свои произведения деятели культуры Возрождения создавали для немногих - дли богачей и знати. Лишь дети богатых родителей могли учиться в школах. Учёные продолжали писать книги на непонятном народу латинском языке.
Культура Возрождения была культурой зарождавшегося класса буржуазии. Но самые выдающиеся деятели Возрождения создали замечательные произведения, которыми восхищается всё человечество.
Франция в XVIII веке была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация всё больше вооружала против монархии народные массы, жизненные интересы которых совершенно игнорировались государством.
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием чёткого законодательства, запутанной системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты либеральные реформы в политической и экономической областях.
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА.
Зарождение буржуазной культуры.
1. Чем был вызван подъем культуры.
Новый класс - буржуазия по новому смотрела на мир. Владельцы мануфактур, купцы, ростовщики были не менее жестокими и жадными, чем феодалы. Чтобы нажить богатство, они не гнушались ничем. Но в отличие от ленивых феодалов буржуазия была деятельна и предприимчива. Жажда наживы гнала купцов в далёкие и опасные плавания, заставляла их открывать новые земли. Соперничая друг с другом, владельцы мануфактур вводили более совершенные орудия труда и при На заре своего возникновения буржуазия была заинтересована в развитии науки и техники.
Своим богатством новый класс превосходил феодалов. На деньги, полученные от эксплуатации наёмных рабочих, буржуазия хотела жить весело и красиво. Выполняя заказы богачей, архитекторы строили роскошные дворцы. Художники рисовали картины, скульпторы высекали из мрамора статуи, которыми богачи украшали свои светлые, просторные дома. Буржуазия нуждалась в образованных и талантливых людях.
В XV-XVI веках страны Западной Европы переживали подъём культуры. Он был связан с зарождением нового класса - буржуазии.
2. Интерес к древней культуре.
Отвергая нелепые вымыслы о мире, учёные стали внимательно изучать природу. В это Время в Европа появились первые ботанические и зоологические сады.
Писателей интересовали люди, их радости и страдания. Они описывали бурную жизнь своего времени, воспевали в стихах сильные чувства человека и красоту природы.
Скульпторы и художники внимательно изучали строение человеческого тела. Они изображать людей как можно правдивей.
Возрождалась вера в силы и человека. Писатель XV века говорил: «Человеку дано достигнуть того, к чему он стремится».
Деятелей новой, буржуазной культуры интересовал человек и его дела.
3. Интерес к древней культуре.
Образованные люди XV-XVI веков начали проявлять большой интерес к культуре древней Греции и Древнего Рима в отличие от мрачного и без - жизненного церковного искусства произведения древней культуры были жизнерадостны, прославляли красоту человека. Этим они и привлекали к себе новых писателей и художников.
В подвалах монастырей любители древности отыскивали старинные рукописи, в земле откапывали статуи греческих богов и героев. Эти находки ценились очень дорого. Некоторые богачи - любители искусства не жалели денег для приобретения статуй или старинных рукописей. Стало модой знать греческий и латинский языки, на которых говорили современники Перикла и Октавиана Августа. Писатели и художники тщательно изучали произведения древних греков и римлян, восхищались ими, стремились им подражать.
Древняя культура, осуждённая католической церковью и забытая всеми в предыдущие века, как бы снова возрождалась. Поэтому время, когда возникала новая, буржуазная культура, получила название Возрождения.
4 Отношение к феодалам и церкви.
Многие деятели Возрождения высмеивали грубых и ленивых феодалов. Итальянский писатель говорил: «Кичиться своим древним происхождение это значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников». Он утверждал, что слава и благородство достигаются не чужими, а собственными заслугами человека.
Учёные, писатели и художники Возрождения выступали против церкви. Невежество и глупость священников и монахов, жадность и властолюбие пап стали постоянной мишенью для нападок передовых писателей и поэтов. Ещё до начала реформации в Германии поэт Ульрихфон Гуттен едко высмеивал римского папу. Он писал, что папа подчиняет себе всё с трёх вещей: насилия, хитрости и лицемерия.
Но деятели Возрождения не собирались до конца порывать с религией и церковью. Буржуазия хотела сохранить религию как основу миропорядка.
5. Новая культура и народ.
Культура Возрождения развивалась на основе всего лучшего, что создали народные массы в средние Века. Писатели и поэты перерабатывали басни, сказки и стихи горожан. Архитекторы и скульпторы использовали опыт городских ремесленников.
Но свои произведения деятели культуры Возрождения создавали для немногих - дли богачей и знати. Лишь дети богатых родителей могли учиться в школах. Учёные продолжали писать книги на непонятном народу латинском языке.
Культура Возрождения была культурой зарождавшегося класса буржуазии. Но самые выдающиеся деятели Возрождения создали замечательные произведения, которыми восхищается всё человечество.